Общество

Самый светлый праздник христиан


Вифлеем и Храм Рождества

В Библии сказано: «И пошёл Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна.

Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице».

Согласно указу императора Августа для облегчения ведения переписи, проводимой в Римской империи, каждый её житель должен был явиться «в свой город». А так как Иосиф и Мария были потомками иудейского царя Давида, они и направились в Вифлеем.

Но к тому времени в городке собралось много народу, и места в гостиницах и постоялых дворах уже не было. Иосифу и Марии пришлось жить в пещере, на окраине городка, где Мария и родила сына Иисуса.

Еще до рождения Иисуса, это место славилось тем, что здесь жил юноша Давид, победивший великана Голиафа в битве с филистимлянами. Затем Давид стал царем Иудеи, а на исходе жизни, посадил на царский трон своего сына Соломона, ставшего еще более знаменитым.

Вифлеем – городок небольшой. Находится на территории Палестинской автономии в семи километрах от Иерусалима, проживают здесь чуть больше десяти тысяч жителей, и больше половины из них арабы – христиане, а вся жизнь городка сосредоточена вокруг Храма.

Храм Рождества в центре Вифлеема на холме. Перед ним площадь, выложенная большими мраморными плитами, отполированными до блеска тысячами ног за сотни лет. На площади пестрый, разноязычный народ со всего света.

В стене из каменных плит и толщиной под два метра небольшое отверстие. В него, согнувшись, можно протиснуться лишь одному человеку. Когда-то здесь был большой проход, но его заложили, чтобы в Храм не могли въехать всадники и осквернить его.

Сразу за входом огромный зал, уходящий вперед на десятки метров. В глубине, почти в темноте, освещенный люстрами и лампадами, светится иконостас. Справа у алтаря ступени из светлого мрамора, уходящие вниз, в бывшие пещеры, где когда-то и родился Иисус.

В те времена эти пещеры использовались пастухами, куда в непогоду они загоняли коз и овец, а называлось такое место вертеп. Здесь были и ясли – место для сена.

Впоследствии на месте пещер была сооружена сначала небольшая базилика, а затем в 330 году началось строительство Храма. В настоящее время это один из самых хорошо сохранившихся Храмов Святой земли. Он ни разу не был разрушен, хотя город подвергался неоднократным набегам и разрушениям. Спасало его то, что Храм изначально был построен как крепость, и охраняла его специально созданная для этого стража.

Пещеры – место рождения Иисуса

Тридцать ступеней вниз, под алтарь, и попадаешь в бывшие пещеры. Два сводчатых помещения расходятся от центральной ниши, где находится главный престол. Полукруглые своды, каменный пол, на стенах потемневшие от времени иконы. От множества горящих свечей и лампад светло и жарко, воздух насыщен запахом ладана.

В центральной нише престол, а под ним на мраморном полу большая Серебряная звезда, символизирующая звезду Востока (Вифлеемскую звезду), которая, вспыхнув, возвестила о рождении Спасителя.

В пещере находится и грот с нишей, в который ведут несколько ступеней. Туда Мария положила маленького Иисуса – грот называется «Ясли». Здесь же и престол «Поклонения волхвов».

Неподалеку от Храма Рождества находится католическая церковь Святой Катарины. Она воздвигнута над пещерой, где Мария кормила Иисуса и пролила несколько капель молока. Еще одна церковь стоит на месте, где по преданию был дом, куда из пещеры перешло Святое семейство.

Позади Храма начинается дорога, ведущая на поле, где пастухам явился ангел, возвестивший о рождении Спасителя. Они первыми и пришли поклониться младенцу Иисусу, а волхвы преподнесли ему дары – золото, ладан, смирну.

В первые годы существования христианства интереса к дате рождения Христа не было. В то время христианами были евреи, а они не отмечали Рождество. По иудейскому вероучению рождение человека – это «начало скорбей и болей». Но после того как в христианские общины вошли греки и другие народы, было начато празднование и Рождества Христова. Однако единой даты не было, каждая община выбирала свою.

Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская православные церкви и Афон, а также древневосточные и некоторые восточно-католические церкви празднуют Рождество по юлианскому или Православному календарю 7 января, что соответствует 25 декабря по григорианскому календарю.

В. Михайлов.

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту