Хор «Русская песня» — постоянный участник торжеств не только в посёлке, но и в райцентре, в других населённых пунктах района. Поэтому Лилия Николаевна незаметной никак не могла остаться. А пение — не единственное в ее жизни увлечение.
О самом ярком своём увлечении, которое оставило в жизни счастливый яркий след, нашему корреспонденту рассказала она сама:
— Меня с детства манила высота, другим словом — небо. Была у меня тайная мечта — стать лётчицей.
Откуда взялась мечта о небе? Отец военный. Родилась в Норильске. Но семья моталась по всему Советскому Союзу. Помню себя уже в Средней Азии в городе Джамбуле. Отец умер, когда мне было три года, а моему старшему братишке — пять. Мать стала работать стрелочницей на железной дороге.
Жили бедно и голодно. Поэтому после окончания восьмого класса, чтобы помочь маме, устроилась работать на алма-атинскую обувную фабрику.
Была девушкой целеустремлённой и решила мечту свою исполнить. Именно поэтому записалась в аэроклуб. Там сказали, что, так как мне нет восемнадцати, лётным делом заниматься рановато. А вот с парашютом прыгать — пожалуйста.
Тренер Олег Фёдорович оказался очень внимательным педагогом.
Первый прыжок сделала 17 февраля 1963 года. До этого дня я и на самолёте-то никогда не летала.
То февральское утро сегодня помню так, как будто бы это было вчера.
Мы, десять девочек, впервые вошли в «АН-2». Нам предстоял принудительный прыжок с небольшой высоты — 600-800 метров. Почему принудительный? Да потому что нам и за кольцо дёргать не надо было. Парашют всё равно раскроется.
Ясный солнечный день. Синее-синее небо. Вверху надо мной — огромный квадрат парашюта, внизу — сверкающий снег. Я кричала от восторга: «Мама!», «Какая красота!» и ещё что-то. Пробовала петь. Только приземлилась — и к Олегу Фёдоровичу:
— Я ещё прыгнуть хочу!
— На сегодня хватит.
Ну, а потом тренер придумывал всякие сложности. Знаете, ведь не только у пилотов бывают фигуры высшего пилотажа. У парашютистов — тоже. Вот названия некоторых из них: спираль, переднее сальто, заднее сальто, прыжки на точность приземления.
А какая радость находиться в свободном падении! Целых пятьдесят секунд у тебя есть возможность управлять своим телом. Чувствуешь себя птицей.
Какая радость была в предвкушении прыжка ехать с девочками на аэродром! Мы даже песню сочинили на мотив популярной песни из кинофильма «Иду на грозу»: «Аэродром пахнет клевером. Хорошо, как в лесу. Парашюты одетые. Мы уже на борту».
И ещё:
— Я в свободном падении прохожу облака. И к кольцу ярко-красному потянулась рука…
А какое чудо затяжной прыжок! Какая неописуемая радость! Всего за год я прыгнула с парашютом 130 раз.
Олег Фёдорович начал меня готовить к каким-то ответственным соревнованиям. Но я влюбилась… Мой Гена был старше меня на три года. Учились мы в одной школе. Он ещё тогда на меня посматривал.
А здесь так сложилось, что он на автобусе возил людей в аэропорт, в том числе и меня с подружками-парашютистками. Слушал наши разговоры. А в день, когда мы прыгали с парашютами, обязательно наблюдал за нами с земли.
Он играл на аккордеоне, за словом в карман не лазил. В общем, парень — лучше не бывает.
Мне исполнилось 18 лет, Гене — 21. 12 июня 1964 года мы поженились.
Все нас поздравляли, желали счастья.
Огорчился лишь мой тренер Олег Фёдорович:
— Вырастил, воспитал, выучил, а она — замуж!
Первое и единственное требование, которое предъявил мне мой юный муж:
— Прекращай прыгать. Я вообще не знаю, как у меня сердце не останавливалось, когда я столько раз видел, как ты с парашютом с неба на землю летишь.
Я с ним скрепя сердце согласилась. Не хотелось семейную жизнь со скандалов начинать.
А высота всё-таки меня продолжала манить. Мы уехали в Якутию. Поселились в городе Ленске. Я стала работать в речном порту. Выучилась на машиниста подъёмного крана. Кабина крана находилась очень высоко над землёй. Так что всю жизнь я с высоты птичьего полёта на землю смотрела.
Жизнью своей довольна. Честно работала. У меня рабочий стаж 36 лет. Мой труд не остался незамеченным. Награждена почётным Знаком «Победитель социалистического соревнования», Знаком «Почётный донор СССР».
В личной жизни у меня тоже всё хорошо. Со мной рядом замечательный человек — мой муж. Я счастлива.
Мы прошлым летом отметили золотую свадьбу. Удивительным образом нас поздравило с юбилеем совместной жизни районное управление социальной защиты — подарило нам две санаторные путёвки в Сочи. Конечно, были тёплые поздравления от друзей, от наших детей: сына Романа, дочерей Елены и Натальи, пятерых внуков.
Записала Людмила Бухало.