Общество

Сильные духом

В настоящее время живёт в станице Северской. О службе в десантных войсках его рассказ.

Урал, Азербайджан, Парад Победы

Родился в Магнитогорске. Когда мне исполнилось восемь лет, семья переехала в село Аблязово. Места изумительные. Село стояло на берегу реки Урал. Здесь же в Урал впадала речка Гумбейка. Вокруг – заливные луга, степи и лесостепи. Мы с друзьями облазили всё вокруг. Бегали, плавали, катались верхом на лошадях. Привязался всем сердцем к этим сильным, умным, красивым животным. Уже подростком укротил двух молодых полудиких жеребцов, приучил их к седлу.

В детстве мечтал стать военным. И свою мечту осуществил. После окончания школы поступил в Омское танко-техническое училище. Из его стен вышел с красным дипломом.

Получил направление в Азербайджан в воздушно-десантные войска. Начал там службу в должности заместителя командира батареи.

Осенью 1964 года участвовал в учениях стран Варшавского договора в Болгарии. 9 мая 1965 года участвовал в военном параде в Москве, посвящённом двадцатилетию Победы. Представлял линию из четырёх самоходно-артиллерийских установок СУ-85. В составе экипажей были только отличники боевой и политической подготовки Кировобадской воздушно-десантной дивизии.

Однажды в небе

Здесь же, в Азербайджане, совершил свой первый парашютный прыжок. Это было на полигоне «Герань», в шестидесяти километрах от Кировобада. Прыгал с борта самолёта Ан-2.

Совершил 132 парашютных прыжка днём и ночью на военных полигонах и на учениях в горах Закавказья.

Меня много раз спрашивали:

— Не страшно прыгать с парашютом?

Это чувство мне не знакомо. Первый раз было ожидание чуда и восторга.

После второго прыжка меня назначают выпускающим – старшим группы десанта.

Ну, а потом, если страх и появлялся, то ответственность за подчинённых притупляет это чувство. Проверено на практике. Это и в бою и любых других экстремальных ситуациях.

Бывали случаи, когда солдаты отказывались прыгать. Но, как правило, со временем ребятам удавалось перебороть свой страх.

У меня был механик-водитель самоходно-артиллерийской установки. Претензий по службе к нему никаких не было. Его боевая машина всегда была в полном порядке. А вот прыгать с парашютом боялся. Дважды отказывался. Третий раз выдернул кольцо и распустил парашют прямо в самолете.

Разговаривал с ним подолгу. Перед очередными прыжками усадил рядом и собственноручно вытолкнул его. Так он сделал свой первый прыжок. А затем прыгнул сам ещё десять раз. Стал парень парашютистом-отличником, классным специалистом, отличником боевой и политической подготовки.

Бывало: не раскрывался парашют в воздухе. Это ЧП. За 20 лет моей службы в ВДВ такое было дважды…

А со мной был такой случай. Пятнадцатый прыжок. Я был выпускающим с АН-12, то есть последним покидающим борт. Ещё на аэродроме поспорили с товарищем, что я, хоть и меньше его весом и покидаю самолёт последним, прикоснусь земли раньше него.

Поясняю непосвящённым. При ручном раскрытии парашюта с помощью кольца раскрывается ранец парашюта, а стабилизирующий парашют вытягивает чехол из купола, и парашют раскрывается. Если удерживать купол в чехле, парашют не раскроется. В таком случае камнем летишь к земле.

Ну, а я решил придержать чехол купола. Держу чехол за головой обеими руками и лечу камнем к земле. Вот до земли осталось 400 метров, 350, 300… Азарт заставляет удерживать чехол. Знаю, если купол не заполнится воздухом за двести метров до земли, то парашют не раскроется. Запасной в том числе. Отпускаю чехол. И парашют раскрылся.

Вижу: уже ко мне мчатся автомобили, дежурные, заместитель командира дивизии по воздушно-десантной подготовке. Что делать? Как ответить на вопрос: «Что случилось?»

В наказание меня лишили прыжков до конца года.

Бывали случаи приземления двух десантников на одном парашюте. Это, когда у одного во время схождения гаснет парашют, а второй, удерживает за погасший парашют товарища. Приземлялись удачно.

Случаи схождения парашютов в воздухе бывали и со мной. Это происходит в условиях, когда потоки ветра несутся в разных направлениях: и вверх, и вниз. Десантника несёт не вниз, к земле, а наоборот – вверх и уносит за площадку приземления. Однажды на учениях ночью перед рассветом я приземлился в лесу. Колючки алычи ободрали мне всё лицо.

Как-то ночью прыгнул с парашютом с борта АН-2. Чувствую: кто-то бегает по куполу моего парашюта. Кричу: «Тяни правую лямку, а я – левую». Парашюты разошлись.

Другой раз десантник влетел прямо в стропы моего парашюта. Я потянул со всей силой противоположную лямку. Парашюты разошлись.

Ещё случай. Влетает десантник в мой парашют и цепляется за две стропы. Я достал десантный нож и срезал эти стропы. Парашюты разошлись.

Во время приземления бывали травмы ног, позвоночника…

Но такая у нас служба. Каждый сам её для себя выбрал.

Спасибо, что живой

В 1980 году попал в Афганистан. Кабул, Кандагар, Диларам, Шиндант, Джалалабад. Дважды в качестве начальника колонны боевой техники совершил марш из города Термез до Кабула. Преодолевал перевал Саланг с крутыми горными серпантинами и множеством тоннелей, один из них около 16 километров. Смерть была рядом каждое мгновенье. Терял боевых друзей…

Более двух лет пребывания на афганской земле службу проходил в должности заместителя командира Витебского парашютно-десантного полка по вооружению, являясь  прямым начальником всего личного состава полка. Некоторое время исполнял обязанности командира полка. Вернулся из Афганистана в СССР в мае 1982 года с дембелями на самолете ТУ-154 в город Витебск.

Затем была Псковская ВДД, был заместителем командира   104-го парашютно-десантного полка.

В 1983 году командующий воздушно-десантными войсками Сухоруков предложил мне должность заместителя командира Псковской воздушно-десантной дивизии. Но я отказался. Возможно, это была моя ошибка.

Командиром дивизии тогда был назначен мой боевой товарищ генерал-майор Георгий Шпак.

Службу в Вооружённых силах закончил в Грозном.

За время службы в ВДВ был инструктором-парашютистом, получил первый разряд по парашютному спорту, механик-водитель танков и самоходных артиллерийских установок первого класса. Занесён в Книгу ратных и славных дел Закавказского военного округа. Награждён командирскими часами, орденом Красной Звезды, орденом За службу Родине в Вооруженных силах СССР III степени, множеством медалей, среди которых медаль воину-интернационалисту «От благодарного афганского народа».

Солдаты – верные сыны Отчизны – гордятся, что служили в воздушно-десантных войсках. Десантники сильны духом, войсковым товариществом, верны военной присяге.

Подготовила Людмила Бухало.

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту