Почти 70 лет, как закончилась война. Мы её не видели, но живут люди, которые были свидетелями того сурового времени. Они не хвалятся своими подвигами, не кичатся своими заслугами. Писать о них можно много, но я хочу рассказать об одном, который внёс свою лепту в общую Победу.
Осенним призывом 1940 года Иосиф Павлович Зюзин покинул родную станицу Ильскую для прохождения срочной действительной службы. В 1941 началась война. Бои под Смоленском. Окружение. Тяжелое ранение, госпитали.
После лечения И. П. Зюзин попадает в бывший 4-й Кубанский кавалерийский корпус под командованием генерал-лейтенанта И. А. Плиева. Участвует в боях за Украину. Затем опять ранение. Выздоровев, Иосиф Павлович опять возвращается в свой корпус. Бои за освобождение от немецко-фашистских захватчиков Белоруссии, Польши, Румынии.
Один из румынских городов. Однажды так случилось, что Иосиф Павлович Зюзин оказался на одной из улиц в одиночестве. Вдруг он увидел идущих по мостовой трех фашистов. Сержант Зюзин притаился. Когда немцы подошли близко, крикнул: «Хенде хох!»
Фашисты от неожиданности побросали оружие, Иосиф Павлович подошел к ним, мимикой и жестами объяснил, чтобы они шли к своим и передали предложение сдаться. Немцы спустились в подвал девятиэтажного дома. Пробыли там минут пятнадцать, потом один за другим, подняв руки, из подвала вышло 57 фашистов. Иосиф Павлович приказал унтерофицеру построить своих подчиненных в две шеренги и повел их в штаб корпуса.
После Румынии были бои за Венгрию. Опять ранение и возвращение в свой корпус.
Наступил победный 1945 год. Прадед опять получает тяжелое ранение в голову. «Помню только — кубанка слетела с головы и больше ничего», — рассказывал он. Зюзина посчитали за мертвого и похоронили в братской могиле. Повезло ему, что положили сверху. Пролежал сержант в могиле трое суток. Шли как-то мимо братской могилы солдаты. Смотрят: земля шевелится. Откопали Иосифа Павловича и отнесли в госпиталь. И опять вырвался он из ледяных объятий смерти.
Выздоровел, когда уже закончилась война. И отправился солдат домой, в родную станицу. Ведь не видел он родных с 1940 года.
После долгого пути добрался прадед до станицы Ильской. Идет разрушенными улицами, а все знакомые как-то на него особенно смотрят. Начал подходить к дому. Первой из близких знакомых его увидела соседка Галинка, которая провожала солдата на службу еще маленькой девочкой. Она забежала в дом Иосифа Павловича и закричала его матери:
— Тетя Маруся! Ваш Езька идет!
— Не может быть! — отвечала та. — А извещение?!
Но в это время дверь распахнулась, и в комнату вошел Иосиф Павлович.
Вот так иногда бывает. Выдался случай солдату прочесть извещение на собственную гибель: «Ваш сын, гвардии сержант Зюзин Иосиф Павлович, уроженец Краснодарского края, Северского района, станицы Ильской, в бою за социалистическую Родину, верный ей, был убит 8 марта 1945 года. Похоронен в Чехословакии, город Пуканец. Начальник штаба майор Герасимов».
Такая вот история была с моим прадедом. «Воскрес» он, благодаря своему характеру, стойкости духа, мужеству советского воина и человека.