Следующее место нашей паломнической экскурсии — Илорский храм VIII века, который находится в Восточной части Абхазии.
Когда мы проезжали Очамчырский район, наш гид Мактина Еник рассказала, что здесь есть старинная стена, которая по величине является второй после китайской — 180 километров, расстояние между башнями 2-3 метра.
В Очамчыре есть порт, город с советских времён славится санаториями, тут хорошее море. Сюда приходят турецкие корабли за хамсой. В районе есть шахты, где и сейчас добывают уголь.
Илорский храм уникален тем, что в нём пять икон мироточат, а шестая кровоточит. Мироточат Иверская и Казанская иконы Богоматери, иконы архангела Михаила, Николая Чудотворца, Андрея Первозванного. Кровоточит ещё одна Иверская икона Божьей Матери. Миро — это удивительное масло, чудесным образом истекающее от иконы. Здесь находятся мощи трёх канонизированных епископов. Иконы Пантелеимона целителя, общехристианского святого абхазского происхождения царского рода Евстафия Абсельского и многие другие.
Впервые в жизни я видела иконы, которые мироточат и кровоточат. Кроме как чудом это не назовёшь, и объяснить это невозможно.
А ещё под одной из икон находится ящичек, куда благочестивые паломники с молитвой опускают свои записки, в которых обращаются к Богоматери со своими просьбами. Известно, что если молитва идет от сердца, то люди получают просимое.
Ещё одна особенность этого храма — его настоятель силой Божьей совершает изгнания злых духов. К счастью, мы приехали сюда ближе к вечеру и ничего такого не увидели. Нас предупредили, что батюшка очень строг: никаких брюк и косметики. Но батюшка устал и к нам не вышел. В Православной Церкви не каждый священник может заниматься изгнанием духов. А те, кто получает на это разрешение Церкви, являются людьми святой жизни и молитвенниками.
Перед храмом находится колодец со святой водой, которую можно набирать всем желающим.
За стеной храма — языческое святилище абхазов. Растёт липа, которой 1200 лет. Липа и граб у абхазов считаются священными деревьями. До сих пор в сёлах, когда строят новые дома, сажают липу и граб, которые по языческим поверьям отпугивают злых духов.
Храм находится на высоком холме в Восточной части Абхазии ближе к грузинской границе. По пути мы проезжали горные сёла, такие как в грузинских фильмах. Природа Восточной Абхазии отличается от Западной. Тут уже не встретишь пальм и эвкалиптов, больше лесистой местности.
Бедийский собор — православный храм X века — находится в селе Агубедиа. Отсюда открывается изумительный вид — внизу большое село Бедиа (проживают 17 тысяч человек), и горы, горы, горы.
Собор был построен в конце X века абхазским царём Багратом II. В храме находится его усыпальница. В XIII веке Бедийский собор реставрировали: заново были сооружены фасад и купол. Стены выложены из тёсанного белого камня.
Свою существование Бедийский кафедральный собор прекратил во второй половине XVII века — он был разрушен турками.
Несмотря на то, что в храм мы приехали, когда уже спустились сумерки, нам удалось посмотреть древнюю обитель и её окрестности. Наш гид Слава зажёг в храме свечи. В полумраке нам удалось рассмотреть старинные фрески, надписи, интересное архитектурное сооружение раннего средневековья. Отец Александр читал молитву в старинном пустом храме. Его голос был слышен, казалось, до самого купола, отдавая эхом. Мы следом повторяли молитву. В этом было что-то величественное.
А после мы обошли обитель. В 100 метрах к западу от Бедийского собора находятся развалины большого каменного дворца с остатками сводов и колонн нижнего этажа, где располагалась трапезная и зал для собраний. На недостроенном втором этаже находились жилые помещения бедийских епископов. С севера ко дворцу примыкала колокольня. Сейчас всё это разрушено, но представить то, что было, можно.
Во время грузино-абхазской войны в окрестностях села Бедиа шли сильные бои. В стену храма попало 16 гаубичных снарядов грузинской артиллерии.
— Когда наши партизаны вышли и сказали: «Нас в храме нет, не трогайте обитель», они ответили: «Мы порушим то, что мы построили». Словно они строили этот храм Х века, — возмутился Слава, который воевал.
Это место привлекает не только паломников, но и туристов, потому что храм находится в очень красивом месте.
Ольга Зорина.
Фото автора и Юлии Швыдченко.
(Продолжение следует).