Этот человек для старожилов Северского района не нуждается в представлении. Знают его и в соседних муниципалитетах, в краевом центре и даже в Москве. Более 30 лет его жизни прошли под погонами, но знакомые у него не только по служебной линии. Супруга юбиляра Нина Алексеевна не перестаёт удивляться, что Николая Даниловича встречают как дорогого гостя даже в таких организациях, которые, казалось бы, не имеют никакого отношения к той сфере, в которой он служил.
Сегодня дорожная полиция — неотъемлемая часть нашей жизни. На вооружении службы находятся современные приборы, автомобили со специальным оборудованием, чтобы сотрудники могли успешно выполнять свои функции по пресечению нарушений правил дорожного движения и сохранению порядка на дорогах. Но так было не всегда…
В конце 70-х годов прошлого века дивизион дорожного надзора в Абинске — нынешняя рота ДПС — представлял собой 17 человек. Подразделение располагало зданием, которое справедливо называли административной хатой. При этом отсутствовало какое-либо ограждение, и, по словам первых сотрудников, по территории беспрепятственно ходили коровы, а некоторые животные исхитрялись заглянуть в окно административной хаты.
И в таком состоянии подразделение, которому полагалось обслуживать три района — Абинский, Крымский и Северский, было передано под командование Николая Головко с заданием от краевого руководства за год увеличить число сотрудников до ста.
Ясно, что начальство не доверило бы столь непростую миссию человеку, не зарекомендовавшему себя с наилучшей стороны. Но Николай Данилович уже был известен шефам как человек, на которого можно положиться.
Головко говорит о себе: «Я человек строевой». Он уверен, что для того, кто под погонами, главное — дисциплина. Что научило его беспрекословно следовать заведённым правилам и требовать того же от других? Наверное, всё началось еще с прохождения срочной службы.
В ряды Советской армии Николая Головко призвали из станицы Северской в 1953 году. Ему выпало служить в Румынии в танковых войсках. Служба за границей отличалась особой строгостью, и людям, не склонным к дисциплине, она давалась нелегко.
Николай Данилович успешно окончил годичные курсы учебно-танкового батальона и продолжал службу уже командиром отделения, а затем и начальником танкодрома в штабе дивизии.
Служба подходила к концу, когда произошло непредвиденное событие — военный переворот в Венгрии. Дивизия, в которой служил Головко, была поднята по боевой тревоге и двинулась своим ходом на Будапешт для подавления контрреволюционного мятежа. Казалось бы, в мирное время молодым бойцам пришлось буквально понюхать пороху, а некоторым из них не суждено было вернуться домой. Танк Николая Даниловича подожгли, половина экипажа погибла, а он и механик выжили, получив ранения.
Участники этих событий приравнены приказом Министра Обороны СССР маршала Г.К. Жукова к участникам Великой Отечественной войны.
Демобилизовался Николай Головко в феврале 1957 года после лечения в госпитале. Не прошло и десяти дней гражданской жизни, как его вновь позвали на службу. Руководство северского РОВД пригласило его занять новую, впервые созданную в районе должность инспектора дорожного надзора Госавтоинспекции.
Здесь Николай Данилович прослужил четыре года, попутно восполняя пробелы в образовании: он с красным дипломом окончил Брюховецкий техникум по специальности техника-механика и, минуя вступительные экзамены, стал студентом Кубанского сельхозинститута.
Дальнейшее прохождение службы Николая Головко было связано с Красноармейским, Славянским, Кореновским и Выселковским районами, и каждая новая должность была отмечена повышением, равно как и усложнившимися обязанностями. Словом, когда в 1978 году Николай Данилович прибыл в город Абинск, чтобы возглавить недавно созданный там дивизион дорожного надзора, он был уже опытным руководителем и умелым хозяйственником.
Приобретённые за годы службы навыки и, конечно, авторитет у краевого руководства очень пригодились ему, ведь предстояло вывести подразделение на совершенно новый уровень, фактически построив его с нуля, и набрать немалый штат сотрудников.
Дело пошло. Дивизион получил 30 «Жигулей», 40 мотоциклов, новый РАФ и «двадцать четвёртую» — для командира. Удалось добыть плиты, из которых соорудили надёжное ограждение территории подразделения, приступили к постройке гаражей. Они строились силами личного состава в свободное от службы время. И забор, и гаражи и по сей день стоят.
Краевое руководство давало Николаю Даниловичу год времени, чтобы полностью укомплектовать штат, но Головко справился с задачей за шесть месяцев. Причём та сотня, что пришла служить в дивизион, отличалась дисциплинированностью и хорошей физической формой. Каждый четверг командир устраивал им по три часа строевой подготовки и трёхкилометровый кросс.
Из этих бойцов было образовано три взвода, которые распределили по трём районам — Абинскому, Крымскому и Северскому. Дивизион успешно справлялся с выполнением основных задач по обеспечению безопасности дорожного движения на федеральной трассе в пределах названных районов.
В 1984 году по состоянию здоровья Николай Данилович ушёл на пенсию, обосновавшись с семьёй в станице Северской.
Задаёшься вопросом: чем человек, отдававший максимум времени и сил своей работе, смог восполнить пробел, образовавшийся после выхода на заслуженный отдых? Но дело в том, что главной составляющей его служебной деятельности были люди, как подчинённые, так и вышестоящие. А они-то не забывают Николая Даниловича, то и дело обращаясь к нему — кто за помощью, советом, а кто и просто так, по-товарищески. «Когда летом едем на море по федеральной трассе, бывшие подчинённые, которые находятся в это время на дежурстве, передают друг другу по рации, что едет командир, и дружно приветствуют его», — делится Нина Алексеевна.
Уже более двадцати лет прошло с тех пор, как Николай Головко оставил службу, но его регулярно приглашают в подразделение на всевозможные торжества.
— Мне очень приятно такое отношение личного состава, — говорит Николай Данилович. — От всей души благодарю командира роты ДПС города Абинска Сергея Бухтиярова и всех, кто служит под его началом, за внимание ко мне. Всем им я желаю крепкого здоровья и успехов в службе!
Анастасия ЛОЖКИНА.