Общество

Тайна хаты атамана

Станица Азовская была основана в июне 1864 года казаками упразднённого Азовского казачьего войска, отсюда и название станицы. Крепкие и большие хаты для членов станичного правления, зажиточных казаков строили, как правило, в центре. Дома первопоселенцев были в основном турлучные, слепленные из обыкновенной глины. Но делали их на совесть, так, что некоторые дома стоят до сих пор.

И Богородица отвернулась

В самом центре станицы Азовской на пригорке за Домом культуры расположилась большая старая хата, стены которой стали свидетелями многих исторических событий. В начале 80-х годов этот дом купила семья Бориса Кузнецова, переехавшая из Казахстана на Кубань. Турлучной хате, по мнению её хозяев, 150 лет. То есть построена она ещё первопоселенцами Азовской.

Известно, что здесь жил последний дореволюционный атаман Азовской Григорий Кочубей. Атаман не принял советскую власть, за что был расстрелян большевистским карательным отрядом в 1921 году. Гражданская война не пощадила многие семьи казаков. О последнем атамане Азовской мы узнали от его внучки Нины Васильевны Кочубей, которая долгие годы берегла реликвии семьи: старинные иконы и фотографии. Нина Васильевна уже в наши дни передала семейные иконы азовскому казачьему обществу.

Хата атамана пережила гражданскую войну, период коллективизации, была штабом наших войск, а в период оккупации — немецкой военной комендатурой. Глинобитным турлучным стенам доставались осколки и пули всех воюющих сторон. От прямого попадания снаряда была снесена часть стены с окном, но дом выстоял. Во время взрыва икона Божьей Матери, висевшая в красном углу, развернулась на 180 градусов. Не смогла Богородица видеть это безобразие и отвернулась, но дом сберегла. Уцелел и выстоял турлучный дом наперекор всему и стал сам по себе историческим раритетом.

Как рассказал нам Борис Кузнецов, предыдущие хозяева, перекладывая кирпичную печку, что-то сделали не так, из-за этого в начале 90-х годов в доме чуть не случился пожар. От трубы загорелась балка. Огонь вовремя потушили, а когда убрали старую печь и стали разбирать трубу на чердаке, нашли замурованную в кладку икону. Икона Воскресения Христова, предположительно, конца XIX века выполнена на металле. Надпись под силуэтом Спасителя вычеканена на греческом языке. Эту компактную икону могли привеpти казаки из дальнего похода. Медные иконы были дешевле рукописных, достаточно лёгкими и негорючими. Может быть, даже переселенцы из Украины привезли сюда частичку бывшей родины. Судя по всему, в годы советской власти, когда православие подвергалось гонению, бывшие хозяева спрятали икону от греха подальше. Возможно, и другие тайны хранит хата атамана…

Строили всем миром

Хаты зажиточных кубанских казаков строили примерно по одному проекту. В интернете можно найти рисунки и описания казачьих хат, один в один похожих на дом Бориса. Дом большой, с высокими потолками, светлой горницей, много окон с  резными ставнями, шатровая крыша, крытая камышом или рогозом. Богатые казаки могли себе позволить и крытую железом крышу. Хата делится на две части: великую хату с русской печкой и малую хату. Отличительная особенность богатого дома — свесы кровли больше обычных. Поэтому по периметру дома установлены столбы, подпирающие крышу.

Интересна технология строительства турлучных хат. Так как магазинов стройматериалов ещё не было, а кирпичные заводы появились позднее (да и не у всех были средства покупать дорогой кирпич) — хаты строили из глины. Благо её на Кубани навалом! Строили всем миром. По углам будущего дома  вкапывались столбы (чаще всего из акации), поверху укладывались балки, а по периметру столбы обвязывались латами, потом всё это заплеталось турлуком — хворостом из молодого орешника, наподобие плетня. Готовился специальный замес.

Как рассказывают старожилы, на ровной площадке засыпалась глина слоем до полуметра в форме круга и заливалась на ночь водой для раскисания. А утром глину посыпали соломой, потом заводили лошадей и водили их по кругу, постепенно добавляя солому, таким образом перемешивали. Когда эта масса становилась однородной, из неё делали вальки и этим составом с обеих сторон турлука вальковали будущий дом. На процедуру валькования собирались, как правило, вся родня, соседи и друзья. Таким образом по очереди казаки ставили турлучные хаты себе, родным и соседям.

Валькование, как правило, заканчивалось общим обедом за счёт хозяина с традиционной горилкой, салом и песнями. Казачатам в обязанность вменялось отмыть лошадей от глины в ближайшем водоёме. После того как вальки высыхали, хата обмазывалась глиной, перемешанной с заранее заготовленным конским навозом (по местному — кырпычом). В каждом дворе наизготовку всегда стояло ведро на случай, если проезжающая мимо лошадь оставит этот «кирпич» на дороге. Он тут же, ещё горячим, подбирался шустрыми казачатами. За это мамка или бабуля давала кусок рафинада.

После того как мазка высыхала, хату белили, а по низу красной глиной наносили полосу, этой же глиной смазывалась доливка (пол). Позже вместо турлучных стали делать саманные хаты. На саман также собиралась вся родня…

Назад в будущее!

За сто лет турлучную хату не раз переделывали и ремонтировали. Вместо камышовой крыши появился шифер. В доме вдоль стен протянули трубы водяного отопления. Борис Кузнецов рассказал, что хочет демонтировать «новоделы» и вернуть хате достоверный исторический облик: вместо газового отопления построить настоящую русскую печь, а крышу перекрыть экологичным и натуральным камышом. Чтобы всё было, как в казачьих хатах во времена освоения Кубани. На подворье хаты атамана сохранились и другие свидетели истории.

Рядом с домом растёт потрясающий можжевельник, растение редкое, занесённое в Красную книгу. Реликтовое растение можжевельник высокий встречается в основном в Крыму, растёт он медленно, 200-300 лет для него нормальный возраст. Судя по размерам, это дерево — ровесник хаты. Борис предположил, что посадили его первые хозяева. Возможно, редкое растение также привезли с собой первопоселенцы, как и икону Воскресения Христова.

В планах Бориса восстановить и старый колодец — неотъемлемый атрибут казачьего подворья. Здесь будет расположена площадка, которая в станице Азовской станет интерактивным этнографическим музеем с кузницей, гончарной мастерской, кухней с русскими и кубанскими национальными угощениями, сценой для проведения этнографических фестивалей. В замыслах автора сделать «Хату атамана» по типу мини-Атамани, только круглогодичной, где каждый посетитель сможет прикоснуться к исконным традициям и быту казаков Кубани, попробовать местную кухню, поучаствовать в народных гуляньях.

В прошлом номере газеты «Зори» в статье «Районные проекты — лучшие в России» мы рассказали о победителях Всероссийского конкурса «Культурная мозаика малых народов и сёл», среди них Борис Кузнецов — руководитель проекта «Собор народных талантов» с культурно-образовательным центром «Хата атамана». На полученный грант Борис намерен воссоздать в доме настоящую русскую печь и перекрыть крышу кугой, чтобы сделать старую хату соответствующей той эпохе.

Обращаемся к нашим читателям с просьбой рассказать, у кого на подворьях со старыми хатами остались раритеты казачьего быта, домашняя утварь, старинные фотографии XIX — начала XX веков, это могут быть свадебное платье прабабушки-казачки, скатерти, керосиновые лампы, столовые приборы и т.д. Всё ,что окружало в быту станичников, поможет узнать о прошлом, погрузиться в историю, если станет частью этнографического комплекса. А мы на страницах «Зорь» с удовольствием расскажем об этих находках. Телефон Бориса Кузнецова 8-928-237-10-23.

Екатерина КУЗНЕЦОВА.

Проект «Район туристический» (тел. 8-928-43-36-739).

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных и использованием файлов cookie.