Общество

Такая разная карикатура

Презентация подготовлена хранителем фондов Натальей Рудь. Вспомнить самого известного в советские времена зарубежного карикатуриста сотрудникам музея подсказала трагедия с французским сатирическим журналом «Шарли Эбдо». Как могло получиться, что карикатуры стали вызывать ненависть в определённых кругах вплоть до убийства карикатуристов?

В моём детстве было много разных книг, но альбом с рисунками-комиксами Херлуфа Бидструпа был, пожалуй, самым любимым изданием. Книги с сатирическими и юмористическими рисунками Бидструпа в Советском Союзе расходились, как горячие пирожки и «достать» их было трудно.

В чём же секрет успеха художника? Искусство Бидструпа удивительно человечно. Художник любит людей, вместе с ними переживает радости и невзгоды, искренне разделяет их надежды и увлечения, обиды и разочарования. Голубь мира Бидструпа и сейчас остаётся символом любви и человечности. И даже рисунки художника, выполненные в жанре политической сатиры, не выглядят оскорбительно.

«С доброжелательной улыбкой и мудрым раздумьем подходит Бидструп к изображению своих «героев». Бывает он нередко и колким, беспощадным в своей иронии, но никогда юмор художника не переходит в грубое высмеивание, в издевку над неудачами и злоключениями людей, чем подчас грешили комические серии многих, даже крупных мастеров этого жанра. Работы Бидструпа проникнуты сердечностью, желанием сделать людей лучше, показывая им их недостатки в зеркале сатиры. Смех Бидструпа гуманный, умный, целительный», — пишет о карикатуристе народный художник СССР Борис Ефимов.

«Шарли», в первую очередь, прославился своими карикатурами на пророка Мухаммеда. Перед выходом номера в 2011 году редакцию забросали зажигательной смесью, и она полностью сгорела. А когда в начале этого года журнал вышел с передовицей об исламизации Европы, трое радикалов, вооружённых автоматами Калашникова, ворвались в редакцию и расстреляли десять журналистов, попутно убив двух полицейских и ранив несколько человек.

Газету Charlie Hebdo основали в 1969 году как еженедельное издание иллюстрированного сатирического ежемесячного журнала Hara-Kiri. Журнал Hara-Kiri лучше всего характеризует их же самоопределение — Journal bête et méchant — «Журнал глупый и злой». Таким же был и Charlie Hebdo — настоящая пощёчина общественному вкусу, переходящая буквально все рамки приличий.

Журналисты, стоящие на левых позициях, критиковали всё общественно значимое. Больше всего доставалось звёздам, политикам и религиозным бюрократам. Коллектив газеты неоднократно заявлял о том, что они имеют право шутить обо всём, ведь это и есть свобода слова.

Кстати, такая свобода слова зачастую носит субъективный характер. С карикатурой Шарли о референдуме в Крыму, где избиратель голосует в дуло танка, большинство россиян вряд ли согласятся…

Когда исламский экстремизм во всём мире стал проблемой №1, деятельность «Шарли Эбдо» ни к чему хорошему бы не привела. Тем и отличается хорошая сатира от плохой — она не оскорбляет человеческого достоинства, не издевается над чувствами верующих и, что важно, не искажает правды! Сейчас много говорят и пишут о трагедии «Шарли Эбдо». То, что там произошло — за рамками человечности, как и любой террор. Но когда реально видишь работы этих карикатуристов, поднять табличку «Я Шарли» почему-то не хочется.

Екатерина КУЗНЕЦОВА.

Карикатуры Херлуфа Бидструпа и «Шарли Эбдо».

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту