Общество

Танкист Борис Взоров

 

Как он вспоминает, началось всё с того, что, будучи комсомольцем, он хотел добровольцем попасть на фронт.

— И вот, в октябре 1942 года, в 16 с небольшим лет, я решил, что должен защищать Родину. Убежал на фронт и присоединился к бойцам 189-го стрелкового полка. На передовую линию фронта меня не пускали, но однажды группа санитаров шла туда для выполнения своей задачи, и я присоединился к ним. Только мы пришли в окопы, как командиры объявили готовность к атаке. Я очень просил дать мне оружие, и командир, хоть и не сразу, но согласился с этим и вынес мне из землянки автомат ППШ.

Перед атакой была очень сильная артподготовка. Мы пошли в атаку, я видел, как солдаты падали справа и слева от меня, было страшно, но думать об этом было некогда, мы бежали вперед. Немцы сопротивлялись, но мы заняли их линию обороны.

На другой день командир части отправил меня на пересыльный пункт в город Раменск, а оттуда меня направили на подготовку в город Владимир, где я был зачислен курсантом в танковую школу. Отучились мы около года, и в сентябре 1943-го нас направили на фронт в состав 5-й армии 1-го Прибалтийского фронта. Я был зачислен механиком-водителем танка Т-34 9-й механизированной бригады.

Так началась моя уже по-настоящему фронтовая жизнь. Наша бригада с боями освободила города Тялыдай, Межикяй, Наве и другие населённые пункты. В их освобождении принимал активное участие и экипаж нашего танка.

…В августе 1944 года войсковой бригадой, где служил Борис Взоров, был осуществлён прорыв немецкой обороны. Они преследовали немцев 40 километров и вышли к Балтийскому морю. В подтверждение этому бойцы набрали в море три бутылки воды и отдали командиру бригады.

— Он отправил её в штаб фронта, а откуда она была направлена в Ставку Верховного Главнокомандующего, и об этом было сообщение в газетах, — вспоминает Борис Иванович. Памятен ему и тяжёлый бой 22 ноября 1944 года.

— Наш экипаж получил задание уничтожить две пушки и три пулемётных гнезда. В ходе боя мы уничтожили одну пушку и пулемётные гнезда, но израсходовали весь боекомплект. Пройдя линию обороны противника, я развернул танк, чтобы «отутюжить» окопы врага, и увидел, что два немецких танка и пехота теснят наши войска. Я сообщил командиру танка об этом, но он ответил, что снарядов нет. Было решено преследовать танк и вывести его из строя. Я таранил его в ведущее колесо и разбил, тем самым вывел немецкий танк из строя. А второй танк подорвали наши солдаты. За этот бой меня наградили орденом Славы III степени.

В апреле 1945 года Борис Взоров был легко ранен, лечился в медсанбате своей части, где и встретил Победу. Но вместо демобилизации в июне 1945 года их войсковую бригаду направили на Дальний Восток, а 9 августа СССР объявил войну с Японией.

— Наша 9-я механизированная бригада находилась в составе 5-й армии 1-го Дальневосточного фронта. Самым трудным был переход танков через горный Хинган. Дальше мы шли с боями, взяв города Шиньян, Гирин, Мукден и другие. В городе Шиньян я уничтожил фанзу, стационарно оборудованную, в которой находились смертники с пулемётами.

Главной же нашей задачей было уничтожение военной техники и живой силы японцев, которая в комплексе с действиями других родов войск Советской армии и привела к разгрому милитаристских сил Японии.

За свои ратные подвиги Борис Иванович Взоров награждён орденами Славы III степени, Отечественной войны II степени, медалями «За Победу над Германией в ВОВ 1941-1945 гг.» и «За Победу над Японией».

После войны Борис Взоров учился, стал специалистом — технологом станкостроителем. По мере сил он участвовал в различных мероприятиях, рассказывал школьникам посёлка Черноморского о том, как воевал и как воевали его фронтовые товарищи.

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту