Общество

Ты выстоял, великий Сталинград

Сталинградская битва стала одним из крупнейших сражений в ходе Великой Отечественной войны.

2 февраля – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве в 1943 году

Первый этап битвы – Сталинградская стратегическая оборонительная операция – продолжался с 17 июля до 18 ноября 1942 года. В планы немецко-фашистского командования входило разгромить советские войска на юге страны, овладеть нефтяными районами Кавказа, богатыми сельскохозяйственными районами Дона и Кубани, нарушить коммуникации, связывающие центр страны с Кавказом, и создать условия для окончания войны в свою пользу. Но советские войска дали решительный отпор врагу и через четыре месяца перешли в контрнаступление под Сталинградом.

Второй этап битвы начался 19 ноября 1942 года.

200 героических дней обороны Сталинграда вошли в историю как самые кровопролитные и жестокие. Сдача города приравнивалась тогда не только к военному, но и к идеологическому поражению.

Бои шли за каждый квартал, за каждый дом, а центральный вокзал Сталинграда переходил из рук в руки 13 раз. При обороне города погибли и были ранены более семисот тысяч советских солдат и офицеров. Но в ходе этой операции советские войска смогли окружить и уничтожить главные силы немецких армий.

Всего за время Сталинградской битвы противник потерял около полутора миллиона человек – четвёртую часть своих сил, действовавших на советско-германском фронте.

 «Сожжённые хаты и сплошное снежное поле…»

В станице Убинской живёт очевидица Сталинградской битвы Лилия Васильевна Селивёрстова.

Когда началась Великая Отечественная война, ей было всего шесть лет. Отец Василий Степанович, донской казак, работал на военном заводе «Баррикада», а мать Дарья Алексеевна училась в топографическом техникуме. Перед войной семья переехала в Клетский район, в хутор Перекопку, где жили дедушка и две бабушки. Перекопка находилась в четырёх километрах от хутора Мелологовского, где шли кровопролитные бои с фашистами.

В то время, когда отец Лили воевал на фронте, она, мать и бабушка прятались в окопах в Перекопке.

– Помню, во время контрнаступления наших войск начались кромешные бои, – рассказывает Лилия Васильевна. – С левой стороны Дона била наша «катюша», с правой – немецкий, как тогда его назвали, «ванюша», а сверху бомбил вражеский бомбардировщик «Рама». Мы сидели в окопах по 8-12 человек, и всё сыпалось на наши головы. Перекопка тогда переходила из рук в руки по пять раз в сутки. Когда немцы занимали хутор, бомбили наши «ястребки». Рядом с окопом была колхозная ферма, её разбомбили, и она сгорела. У меня до сих пор в памяти истошный рёв животных и обугленные трупы перед глазами.

Многие тогда потеряли своих родственников. Помню, как одна бабушка лишилась всей родни: дочери и внуков. Она сошла с ума, всё время кричала. Её даже немцы не трогали. А когда папа моей подруги, дядя Миша, хотел вылезти из окопа, его застрелил немец. Поэтому, пока фашисты находились в хуторе, нам запретили высовываться. Больше суток мы провели в окопе, не хватало воздуха и очень хотелось пить…

Вскоре семья Лилии Васильевны решила отправиться в сторону станицы Перекопской. Среди ночи девочка, мама и бабушка двинулись через минное поле, где лежали убитые солдаты и лошади. Когда начался обстрел, им ничего не оставалось, как спрятаться под трупы.

2 февраля 1943 года наши войска выбили фашистов из Перекопки, и семья вернулась домой. Но то, что они увидели, повергло их в шок.

– Хутор как будто был стёрт с лица земли, – говорит Лилия Селивёрстова. – Ни одного двора и дома. Хаты были сожжены, сплошное снежное поле, стояли одни лишь немецкие танкетки и наши полуторки. Я заглянула в танк, а там – полностью сгоревший экипаж.

Жить было негде, люди ночевали в землянках, погребах и блиндажах. Есть было нечего, поэтому мы собирали колючки и семена подорожника и заваривали их кипятком. Половина населения умерла от голода. Посреди хутора вырыли большой котлован, и в него свозили трупы бойцов. Сейчас там большая братская могила.

В первый класс Лилия Васильевна пошла в восемь с половиной лет – в немецких ботинках, пальто из плащ-палатки и маминой фетровой шляпе. Вместо чернил использовали разбавленную сажу, а обрывки газет стали тетрадями.

Уже в мирное время Лилия Селивёрстова окончила Новочеркасское медицинское училище. Девять лет вместе с мужем работала на Севере в геологической партии. Потом по направлению в 1965 году попала в Краснодарский край, в станицу Убинскую. Окончила культпросветучилище в станице Северской и проработала более сорока лет заведующей клубом станицы Убинской.

Лилии Васильевне присвоено звание заслуженного работника культуры Кубани.

На фото: Сталинград. Красноармейцы в бою у горящего дома, декабрь 1942 г./фото: waralbuM.ru

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту