Общество

Уроки технологии: дело не в фартуках и не в табуретках

Чему учат на уроках технологии в сельской школе? И стоит ли отказываться от них в пользу подготовки к большому плаванию в мир высоких технологий?

По дороге в реальность

Два дня назад мы побывали в школе №27 села Львовского. Уроки технологии у мальчиков и девочек 5-8-х классов проходят в отдельном здании, оставшемся ещё от старой школы (а львовской школе, напомним, уже больше ста лет).  Кстати, прошлым летом благодаря поддержке депутата ЗСК Андрея Куемжиева и выделенным из краевого бюджета средствам здесь удалось обновить кровлю и тем самым спасти помещения.

Отправляясь во Львовское, мы, конечно, знали о том, что  министерство просвещения имеет серьёзные планы по обновлению содержания предмета «технология» в школах страны. От современного человека требуется, чтобы он не только владел трудовыми приёмами, но и имел представление о технологиях преобразования материалов, энергии и информации, свободно ориентировался в мире профессий, говорят разработчики проекта «Современная школа». Для этого нужно будет оснастить школы современным дорогим оборудованием, подготовить педагогов.  

А пока реальность такова: не каждая школа может похвастать тем, что есть в той же львовской 27-й. Для многих детей перейти из виртуального мира  образов в реальный мир объектов, которые они создают своими руками, — возможность не школьного профиля,  скажем так. С другой стороны, простые навыки, которые, несмотря на наступление высоких технологий, необходимы в повседневной жизни, родители не успевают (или не хотят) прививать своим детям. А жизнь штука такая, она потом обязательно спросит. Педагоги спорят, каким должен быть урок технологии будущего. И многие убеждены, что, стремясь к качественному обновлению, нельзя просто взять и выбросить за борт школы трудовые навыки. 

Мальчики — налево, девочки – направо

Сначала к мальчикам. С интересом осматриваемся в школьной мастерской.  Здесь шумно, но не от разговоров ребят, а от работы  инструментов и станков.  Рабочее место у каждого — видавший виды, но вполне функциональный столярный верстак. Вспоминаю, как в школьном детстве несколько раз заглядывала в мастерскую к мальчишкам-одноклассникам. В такие моменты всегда с удивлением отмечала, что наши ребята, которые на математике, физике и литературе любили балбесничать, паясничать и бездельничать, здесь, в рабочем беспорядке,   становились такими серьёзными. Глаза на мгновение поднимут, взрослые такие  глаза: «И чего вам, девчонкам, здесь надо?». У них было дело. Да, этим делом могла быть, например, простая табуретка, щётка или ещё что-то. Но они за него отвечали. И ещё был хороший учитель.

В мастерской школы №27 с. Львовского. Мальчишки изготавливают
трости для пожилых людей.

И здесь каждый сосредоточен на своём деле —  обтачивают, режут, выпиливают… Как рассказала директор школы №27 Оксана Владиславовна Замалядинова, их школа включилась в акцию «75 добрых дел» в честь юбилея Победы. И вот сейчас на уроках технологии мальчишки делают трости для пожилых людей.

Детские работы размещены по всей мастерской, даже на потолке

Не первый год они своим трудом пополняют копилку добрых дел. «Авторами-изготовителями» выступают пятиклассники, а все  остальные классы им помогают, говорит Сергей Васильевич Белоусов, учитель высшей категории. Надо обточить или обстругать заготовку, зачистить её наждачкой, потом украсить элементами резьбы по дереву или выжиганием, выпилить рукоятку. Резаки по дереву, стамеска, рашпиль, надфиль, лобзик и  навыки работы с ними нужны, чтобы получилась эта вещь. И все ребята знают, что  вещь  попадёт в руки ветерана и будет служить ему добрую службу много лет. Это очень важно, подчеркивает учитель. У Сергея Васильевича, кстати, в этой школе много лет проработал его отец —  преподавал ИЗО и технологию, и сам он здесь – по призванию.

На стенах и на потолке мастерской размещены работы учеников, которые они сделали на уроке и на кружке, сегодня и много лет назад: птицы из дерева, резные панно и рамки, разделочные доски, чеканка, лепка. Да и вход в само здание украшает детское творчество.  «Мы ребят не ограничиваем  — от чего глаза горят, над тем и работают, — говорит учитель. – Дома  не  у всех есть возможность своими руками что-то смастерить, а здесь каждый пробует себя, работает с желанием».

Вот скажите честно, уважаемые родители, разве не имеют для вас значение   слова о ваших детях – «работают с желанием»,  в наш век виртуальных игрушек?

И про семейную экономику

Как на уроках технологии выйти на семейную экономику от бутербродов и фартуков? Да очень просто. У всего есть своя цена, и она должна увязываться с доходами семьи. Азам экономики учат девочек на уроках технологии в школе №27. Все родители мечтают о благополучии своих детей, при этом все понимают, что это благополучие не так часто удаётся преподнести своим дочерям и сыновьям на блюдечке с голубой каёмочкой. Путь к успеху зачастую оказывается тернист, и жизнь всегда приходится пробовать на вкус. Этому тоже учат в школе. Жаль, не в каждой.

Во львовской школе девочки учатся шить на машинках нового поколения

В кабинете технологии для девочек — современные швейные машинки, плита, микроволновка. Шьют фартуки, юбки. Готовят блюда с учётом их состава,  калорийности, полезности. В первую и последнюю четверти работают на пришкольном участке.

На уроках технологии девочки не просто учатся делать сувениры и шить, они учатся понимать, какую роль их труд играет в семейной экономике

У восьмиклассниц идёт урок по электротехнике. Учитель Светлана Леонидовна Тимофеева прерывает тему и показывает нам работы учениц. Потом девочки по очереди рассказывают, из каких подручных, природных и бросовых материалов можно сделать поделку, которая не только свой дом украсит, но и станет  приятным приобретением для других людей. А всего-то потребуется,  например, папье-маше, обрезки ивовых веток, высушенные корочки лимона, кофейные зёрна, картон, клубочек ниток и кусочек ткани или рогожки.   

Проектная исследовательская деятельность ведётся и в рамках предмета «технология». Всё начинается с того, что перед детьми ставится задача — придумать. По признанию самих педагогов, это самое сложное —  разработать идею, но именно этот процесс доставляет ребятам удовольствие. После этого начинается приобретение практического опыта работы с различными инструментами  и материалами — всё как в настоящей жизни. И вот оно, самое ценное — сделанная своими руками вещь, которую каждый может увидеть и потрогать.  

Ну что, мы ещё раз убедились, что уроки технологии тесно связаны с основами химии, физики, а также с биологией, математикой, психологией, ОБЖ и другими науками и предметами. Что дело не в фартуках и не в табуретках. И в ожидании приезда в сельские школы мобильных «Кванториумов» пусть на этих уроках детям продолжают давать то, что им действительно нравится, — возможность исследовать и делать маленькие открытия.  

Ирина Орлова

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту