Общество / Статьи

Валерий Зверев: Бывают моменты, когда надо принимать смелые решения

Депутату районного Совета, предпринимателю, ветерану труда Валерию Звереву исполнилось 60 лет.

Он строил БАМ, работал в машиностроении, нефтегазодобывающей, строительной отраслях, был главой Ильского поселения, заместителем главы района, председателем Совета. Сейчас он предприниматель. О своей богатой трудовой биографии Валерий Зверев рассказал в интервью.

Валерий Валерианович, вы родились на Сахалине, жили в Тверской, Челябинской областях, Нефтеюганске, строили БАМ. Расскажите о малой родине.

– Город Поронайск! С языка айнов переводится как «большая река». Мой отец Валериан Семёнович и мать Евгения Петровна – ветераны Великой Отечественной войны. Мама – блокадница, служила в НКВД. После войны они уехали осваивать Сахалин, трудились в рыбколхозе. Нас в семье было шестеро: две сестры и четыре брата, я самый младший.

Через время мы переехали в город Торопец Тверской области, потому что мама болела, пришлось сменить климат.

– Где получили первый трудовой опыт?

– Окончил восемь классов и пошёл работать на торопецкую швейную фабрику, потому что хотел зарабатывать свои деньги. Сначала был учеником, потом сам шил мужские костюмы. Очень смущался, что у меня «немужская» специальность, и планировал найти другую работу. Но год на фабрике трудился. Скажу по секрету, когда жена была беременная, я шил ей платья, шапочки… (Смеётся)

Вы были ещё совсем мальчишкой, и куда ушли с фабрики?

– Через местный леспромхоз я взял направление и поступил в Ивановское профтехучилище. Учился на тракториста-трелёвщика и моториста по валке леса. Потом от ДОСААФ меня направили учиться на механика-водителя гусеничных тягачей – артиллерийских. Тогда началась война в Афганистане, и нас готовили ко всему. Но в армию попал на БАМ, в железнодорожные войска. Прошёл обучение на специалиста подземных и подводных кабельных сооружений связи и фактически занимался строительством контактной сети, управлением связи, работал кабельщиком-монтажником, сварщиком-термистом и так далее.

Приказом Президиума Верховного Совета СССР награждён медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали». На самом деле такие медали давали не каждому.

– Чем запомнился БАМ? Советская романтика, молодёжная стройка…

– Мы строили участок дороги к Комсомольску-на-Амуре. Жили в палатках и зимой, и летом. Все были комсомольцами, всё как-то спорилось, дружные были. Мне моя лесная специальность пригодилась, мы рубили бревенчатые срубы для палаток – за сутки батальон уже был готов. Я не жалею, что служил в армии – хорошую закалку там получил.

А с чем было связано такое разнообразие профессий: тракторист, резчик металла кузнечно-прессового цеха, токарь? Искали себя?

– Скорее, так сложилась жизнь, что мне пришлось освоить много профессий. В Челябинске жила родная сестра, и после армии я поехал к ней. Устроился там работать на военный завод имени Серго Орджоникидзе. Получил разрешение в военный цех, обучился и работал токарем четвёртого разряда, точил снаряды.

А потом захотелось романтики, и я поехал на Север, в Нефтеюганск, где жил родной брат. Там встретил свою будущую жену. Я поступил в Сургутский нефтяной техникум на бурильщика. Был старостой группы, а она училась там же на механика и тоже была старостой своей группы. Так и познакомились.

В 1985 году с женой приехали на Кубань к её родным. Я устроился рабочим, потом стал бригадиром, мастером, затем начальником битумной установки ДРСУ в Ильском (нынешний «Ильский НПЗ»).

А потом вдруг глава поселения! Как стали чиновником?

– Я работал, окончил Ростовский автодорожный техникум по специальности механик дорожно-строительных машин. Через несколько лет сотрудники выдвинули меня депутатом Ильского поселкового Совета, потом избрали председателем Совета. А через год, в 29 лет, я стал главой администрации Ильского поселкового Совета.

Вы проработали шесть лет главой поселения в девяностые. Многие ильчане помнят вас как демократичного и отзывчивого главу. Трудно было работать тогда?

– Конечно, время девяностых было самое ужасное. Но мы руки не опускали. Я хозяйственник, поэтому решал вопросы так, как понимал. Будучи главой, я увидел, что такое истинное местное самоуправление. Тогда проходило два-три схода граждан в неделю. Или я или мой заместитель обязательно встречались с жителями. Так получалось, что если не пообщаешься с людьми, оказываешься словно в вакууме. Порой возникали вопросы, которые невозможно было решать без людей, и мы каждую улицу проходили, встречались с жителями. Устраивали праздники улиц, накрывали столы, обязательно с баяном, песнями. Старались, чтобы люди были дружны.

Тогда ильчане обратились к нам с просьбой вернуть церковь посёлку. Вместо Дома культуры, который был в центре, сделать храм, как это было исторически. Мы собрали огромное количество подписей. Договорились, что колхоз «Победа» передаст нам свой Дом культуры, что на улице Длинной. Собрали в центре сход граждан, пригласили представителей района. Людей пришло очень много – в здании ДК всем желающим не хватило места, жители стояли в парке, на площади. Все проголосовали за церковь. И мы приняли решение народа – построить храм. Для всех это было очень значимое событие. И, вы знаете, люди потянулись к нам, поверили во власть.

В Ильском тогда практически не было асфальтированных дорог. Мы заасфальтировали улицы Московскую, 50 лет Октября, Первомайскую, Длинную и другие. Профессия дорожника мне очень пригодилась (в то время я учился в Кубанском гостехнологическом университете на инженера по строительству автомобильных дорог и аэродромов). Тогда предприятие «Медвежья гора» входило в управление «Краснодардорстрой», которое строило дороги для аграриев. Мы убедили краевые власти, что эта дорога предназначена для агрокомплекса, и включили её в план благоустройства. Сделали эти дороги очень быстро.

НГДУ «Черноморнефть» в то время построило Крюковский водозабор, мы провели новые сети и дали посёлку артезианскую воду. Это тоже стало значимым событием.

В 1997 году, когда я уходил в район, работали все предприятия, колхоз.

В конце девяностых вы работали помощником главы района по дорожному строительству, потом начальником отдела по координации строительства и ЖКХ, заместителем главы района, председателем комитета по управлению муниципальным имуществом. Как справлялись с экономикой района, ведь тогда практически всё было разрушено?

– Если быть откровенным, сказался непрофессионализм Владимира Фёдоровича Перебейноса. Он много дров наломал тогда, я во многом с ним не соглашался, порывался уйти обратно в дорожники. Но он уговорил остаться. В команде было много достойных людей, хорошо работалось с заместителем главы Виктором Губаревым, я ему помогал, а когда он ушёл, я стал замом. Через время меня назначили первым замом. И когда глава ушёл, я исполнял его обязанности.

Район тогда находился в ужасном состоянии. Предприятия были должны нам, мы – им. Что делать? Договорились с департаментом финансов края: под свою ответственность произвели взаимозачёты и таким образом погасили все долги по платежам. И… резко вышли на первое место в крае. Конечно, мы смогли это сделать благодаря грамотной работе Владимира Мусатова, который возглавлял отдел экономики и прогнозирования.

А потом в район пришла новая команда, и я ушёл в бизнес.

Став предпринимателем, вы остались активным жителем района. Вас избирали депутатом, причём нескольких созывов, а это более 20 лет. Были и председателем Совета муниципального образования, и руководителем общественной приёмной партии «Единая Россия», сейчас заместитель секретаря партии. Сегодня вы, пожалуй, самый активный депутат: постоянно выступаете на сессиях, на комиссиях, где-то критикуете представителей власти, где-то даёте советы. Что, по-вашему, главное для народного избранника?

– Я даю понять коллегам, что они должны иметь смелость, если надо, противостоять власти, и представлять интересы населения. Да, зачастую администрация права, и надо прислушиваться к её мнению. Но если где-то мы видим, что представители власти не правы, тогда указываем на ошибки. И работаем дальше, потому что находимся в одной лодке: мы, депутаты, и администрация отвечаем за наше население, за его будущее.

С 2000 года я состою в бюджетной комиссии. Я её не меняю, считаю, надо совершенствоваться в одном деле, набираться опыта. Комиссия важная, бывают моменты, когда надо принимать смелые решения.

Валерий Валерианович, у вас есть сын, внуки. Какой вы дедушка – добрый или строгий?

— Внуки у меня ещё маленькие: Герману девять лет, внучке Марианне два с половиной года. И я очень добрый дедушка!

Беседовала Ольга Бондаренко

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту