Часть посевов — у самого райцентра, с восточной его стороны, справа и слева от трассы Краснодар-Новороссийск. Здесь «Предгорье» арендует земли у пайщиков — бывших колхозников северского колхоза «Заветы Ленина».
Теперь поля подстрижены комбайнами «под ёжик». Зерно — на току. А солома в тюках, похожих на огромные катушки, ждёт, когда её погрузят и отправят на ферму.
Заместитель главы района по вопросам агропромышленного комплекса Абрек Наш, главный агроном управления сельского хозяйства Любовь Романовская и агроном управления Татьяна Зарецкая каждый в своё время поработали в этом хозяйстве, поэтому дорогу им показывать не надо.
Мы едем по грунтовым полевым дорогам, и все замечают:
— Хорошо к началу уборки хозяева подготовились. Поля обкосили, опахали. К дорогам отнеслись по-хозяйски: ни рытвин, ни ухабов…
На поле одновременно работают пять комбайнов — голландские «Нью Холланд» и итальянские «Лаверда». На обочине цистерны с горючим, грузовики в ожидании зерна.
Здесь же начальство — бригадир растениеводческой бригады Владимир Алексеевич Тылик. Это его 37-я уборка.
— Всего в страдную пору на полях «Предгорья» занято тринадцать комбайнов, — сообщает он, — пять из них свои, остальные наёмные. Пшеница пока даёт по сорок центнеров зерна с гектара. Но есть поля, где этот показатель достигал шестидесяти центнеров.
Водитель Александр Стребков в ожидании, когда бункера комбайнов наполнятся зерном. Александр — потомственный водитель, его отец Александр Николаевич тоже возит зерно от комбайна на ток. В прошлом году младший Стребков по количеству перевезённого с поля на ток зерна занял первое место в району.
В поле с утра молотить нельзя — роса. Настоящая работа у комбайна и комбайнеров начинается в десять утра по отмашке главного агронома «Предгорья Кавказа» Эдуарда Омельченко. И здесь уж участники страды стремятся рационально использовать каждую минуту. Питание комбайнёрам и водителям доставляется прямо в поле по расписанию. Повара «Предгорья» стараются, чтобы еда была вкусной и калорийной. Заканчивается молотьба где-то в десять вечера, когда на поле падает роса и зерно становится влажным.
Держим путь к току. По пути проезжаем подсолнечные поля. Сейчас пик цветения. Кажется, отовсюду смотрят глаза в золотых солнечных ресницах. В хозяйстве подсолнечник занимает восемьсот гектаров. «Предгорье» также занимается испытанием его сортов. Проезжаем вспаханное поле. Ещё несколько дней назад здесь был рапс.
А вот и ток, весь в огромных буртах зерна. Пшеницу здесь несколько дней выдерживают под открытым небом, чтобы её просушило и прокалило солнце, ворошат, очищают от половы и примесей, доводят до кондиции. А потом только отправляют в склады, которые давно готовы принять зерно.
Заведующая током Любовь Ивановна Ткач в хозяйстве недавно. Но на новом месте освоилась и считает, что ей повезло:
— Попала сюда в горячее ответственное время. Машины с зерном на ток идут днём и ночью. Люди, которые участвуют в уборке, понимают ответственность дела. Сбоев в работе нет. Сейчас на току в буртах около семи тысяч тонн зерна. Сколько будет завтра, никто не знает — страда только набрала обороты.
Людмила Бухало.