Общество / Статьи

Водитель большегруза Александр Бокоенко из Северской рассказал о любимой профессии

Всегда приятно рассказывать о людях – счастливых обладателях любимой профессии и любимой работы. Знакомьтесь — водитель Александр Бокоенко.

С Александром Бокоенко, водителем большегруза, мы разговариваем сидя на уютных качелях в его красивом, ухоженном дворе.

Легендарная «Колхида»

Александр вырос на примере отца.

– В Узбекистстане, где прошло моё детство, он работал в автобусном парке, возил вахту. Мне четырнадцать было – отец уже доверял мне водить автобус «пазик». Потом права получил. В армии водил ЗИЛ-130 – это самая первая машина, на которой я серьёзно работал. А ещё у меня была профессия сварщика, она тоже пригодилась на службе.

Вернулся из армии в 1988 году в Северскую, сюда уже переехали его родители. И буквально через две недели начал работать на предприятии «Северская Агропромтранс».

– Сначала на подмене года три. Начинал на легендарной нашей «Колхиде»…

На месте Александра другой водитель-современник мог бы иронично улыбнуться и даже усмехнуться, вспоминая этот первый советский бескапотный тягач-тихоход, за свои недостатки удостоившийся участи героя анекдотов и частушек. Ещё и эпизод из старого фильма припомнит, где молодому новичку на автопредприятии передавали «Колхиду»: «Ох, и намаешься ты с ней, солдат… Она больше полсотни не даёт, как ни жми!». Но в том-то и дело, что «Колхида» в восьмидесятые дала молодому Александру Бокоенко путёвку в профессию, научила терпеливому и бережному отношению к машине. Поэтому сейчас, когда перед его домом красуется уже 16-метровый богатырь MAN, Александр с присущими ему добрыми нотками в голосе называет детище кутаисского автозавода «легендарный».

Как самые лучшие годы своей трудовой биографии вспоминает Александр работу в «Агропромтрансе». Коллектив, дружба, взаимовыручка. Сейчас этого не только ему – многим водителям не хватает. И поэтому бывшие работники этого предприятия поддерживают отношения и раз в год, на День водителя, стараются встретиться. У всех сложилась жизнь, каждый нашёл свой путь в профессии – это о тех, кто родился «с баранкой в руках». У всех рабочие машины собственные.

Ремонт в дороге

После «Колхиды» Александру дали КамАЗ. И пошли постоянные рейсы, а вместе с ними стали расти заработки. В начале девяностых он взял эту машину в аренду, потом выкупил, стал работать на себя.

– На этом КамАЗе, считай, всю страну объездил. Сколько лет живёт КамАЗ? Смотря как будешь обращаться с машиной. И двадцать, и тридцать лет у хорошего хозяина машина проходит. Отец, когда я ещё маленьким был, говорил: «Сынок, машина любит чистку, смазку и ласку». Это сейчас говорят «водитель». Раньше было слово «шофёр». Универсальный работник был – для своей машины он и слесарь, и мойщик, и водитель, и директор.

Здесь зашёл разговор о ремонте в дороге. Вопрос не праздный, особенно если говорить о КамАЗах.

– Машина эта непредсказуемая. Сегодня поехала, а завтра встала. И каждый, кто ходил в рейсы, понимал это и ставил себя на место водителя, оказавшегося в одночасье на дороге с поломанной машиной. Конечно, взаимовыручка была, мимо никто не проедет. Сейчас и технологии в автомобилестроении шагнули далеко вперёд, и люди далеко не такие отзывчивые стали. Спешат, надо успеть. Правда, если у водителя есть рация, можно обратиться по ней за помощью и надеяться на неё.

Было дело и у Александра. В начале двухтысячных возвращался домой на своём КамАЗе из Москвы.

– Зима, мороз минус тридцать. Заправился – раз зима, значит, зимнее топливо должны заливать. А оказалось – летнее… Ну, и замерзло сразу. По «тульским горкам» ехал и встал. Пришлось разводить костёр под баком. За весь путь раза четыре так: разогрел, завёл, педаль в пол и – пока снова не замёрзнет. Такая история у каждого водителя большегруза в жизни была. Топливо плохое было. И сейчас водители знают АЗС, где заправляться не стоит. Про цены? Дорожает топливо, а самые высокие цены среди соседних регионов сейчас в Крыму.

Про быт за рулём, кофе и зарядку

Каждый дальнобойщик имеет в машине свой набор вещей, которые необходимы в дороге. В кабине современного большегруза не просто красиво и богато. Практичность и уют тоже влияют на эффективность работы водителя.

— У меня в машине можно обнаружить и гардероб, и спальню, и кухню, и кабинет. Спальных мест два, смена постельного белья, кое-что из одежды, плитка на баллонном газе есть – чая нагреть, яичницу пожарить. Все кухонные принадлежности, губка и средство для мытья посуды, ёмкость с водой и краником. А в «кабинете» – компьютер, стол. Кондиционер – это уже во всех машинах есть.

В общем, обстановка, приближённая к домашней. Достойно, что говорить. Дня три, по словам Александра, в ней можно жить спокойно. Нет нужды останавливаться в мотеле. Да и далеко не везде пока, по словам водителя, есть условия, чтобы спокойно оставить машину на охраняемой стоянке перед местом для ночлега. Вот платные дороги, они везде – добро пожаловать.

Сейчас Александр Бокоенко ездит по краю, возит и продукты, и стройматериалы – машина у него универсальная. Работает в рамках договорных отношений. Все официально, сроки, расчёты, ответственность. Иногда в рейсе приходится ночевать. В зависимости от работы, если есть время до следующей загрузки, можно (и нужно) отдохнуть. В кафе у дороги, когда некогда готовить самому, сходить, но опять же – не в первое попавшееся.

Все машины сейчас оснащены тахографами, режим труда и отдыха для водителя – понятие, с одной стороны, более важное, чем в другой профессии. Дорога ведь может и наказать. С другой стороны – специфика работы ставит в зависимость от заказчика.

– Машина, например, приезжает к заказчику в обеденное время и стоит. Заказчик спокойно готовится к погрузке. Ему удобнее загрузить товар вечером, рассчитывая, что рано утром машина приедет в пункт назначения. Значит, водитель в пути ночью. Приходится не спать, курить, кофе стакан за стаканом…

Александр Бокоенко со сном борется с помощью кофе и зарядки. Уже почти двадцать лет не курит и не считает эту вредную привычку специфичной для водителей. «Никак курение не помогает от нервов, это всё глупость, самовнушение, и бросить эту привычку нужно всем». Ну, а результат – молодой, бодрый и стройный в свои 52.

Дороги, «Платон» и приметы

По дороге есть ещё один спутник – «Платон», куда ж без него, тоже договорные отношения. Он проводит с большегрузом каждый километр федеральных дорог, рассчитывая плату за пройденное расстояние. Мониторит. А водитель тем временем одним глазком (в первую очередь надо следить за дорогой – строго замечает Александр) успевает посмотреть, как преображаются дороги на средства из Дорожного фонда, куда деньги от большегрузов приходят. На Кубани, во всяком случае, ситуация меняется на глазах.

Не понимает Александр тех водителей фур, кто устраивает гонки на трассе. Называет таких безбашенными и говорит, что водители его поколения, которые за рулём провели всю сознательную жизнь, такого себе не позволят.

Какое радио любит слушать в дороге?

– Лучше скачать музыку на флэшку – дискотеку 80-х или 90-х. А на радио реклама достаёт. На «Звезде» можно послушать интересные рассказы.

Сейчас вокруг больших городов строят логистические центры, что для водителей большегрузов – большой плюс, нет необходимости заезжать в город. В одном из таких центров работает сын Александра. Он уже окончил университет, женился. Пора бы и внуков?.. Ещё есть дочь, помладше, учится на третьем курсе. Это их главное достояние с женой Светланой, с которой вместе они уже 28 лет. Светлана всегда была на хорошем счету на работе, плюс успевала поддерживать дом в порядке в отсутствие мужа и детей воспитывать.

Спрошу и про приметы водителей-дальнобойщиков.

– Во-первых, нельзя загадывать время прибытия. Если по телефону меня спрашивают: «Когда вы у нас будете?», никогда не отвечу прямо. В дороге всякое бывает. Ещё перекреститься, вспомнить ангела-хранителя. У меня мама – мой ангел-хранитель, её уже нет, но она меня всегда ведёт.

А догнать и обогнать женщину за рулём на перекрёстке? Тоже примета ведь? Тут Александр в первый раз широко улыбнулся.

– Ну, специально догонять её, если издалека увидел, водитель вряд ли будет, зачем играть на дороге. Это уж если так сложится. Как узнаю, что это женщина? По манере вождения! А почему водители иногда пытаются обогнать на перекрёстке – чтобы исключить неожиданные манёвры со стороны женщины-водителя.

Своя рабочая машина у Александра уже третья. В конце прошлого года купил MAN на смену предыдущему собрату. Уже говорила, что тягач этот – красавец с белоснежной кабиной, ухоженный. Но хозяин признался, что месяцы времени, немало средств и собственного труда потрачено, чтобы привести его в такое состояние. Он ко всем машинам очень бережно относится. И люди, которые у него не новые уже машины покупали, получали не кота в мешке, а садились за руль и спокойно работают, колеся по городам и весям. Они у Александра Бокоенко сейчас в друзьях.

– В преддверии профессионального праздника хочу пожелать всем водителям – и профессионалам, и любителям, здоровья, благополучия в семье. Чтобы заработанное нелёгким трудом в дороге позволяло жить лучше. Считаю, что это и праздник наших жён. Они снаряжают нас в дорогу, не спят, беспокоясь о нас. И мы стремимся скорее вернуться домой, зная, что нас там ждут. И пусть дорога серою лентою вьётся – как в песне.

До улицы доносилось шуршание машин на трассе. Завтра в рейс.

Ирина Орлова, фото Андрея Вискушенко

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту