Общество

Военный писарь

В станице Северской живёт замечательная женщина, ветеран Великой Отечественной войны Елена Никитична Карабак.

— Я родилась в станице Смоленской. В семье нас было пятеро: три девочки и два мальчика. Когда мне было три года, папа умер, и мама осталась с детьми одна. Я окончила восемь классов Смоленской школы №49. Дальше учиться не смогла, потому что вышло постановление о том, что за обучение в старших классах надо платить.

Моя мама работала в колхозе, денег на моё обучение не было, и тогда мама продала свою шаль и отправила меня учиться на курсы бухгалтеров в Краснодар. Там я жила у своей тётки, за проживание не платила. Зато мама, у которой было две коровы, каждую неделю привозила мне и тётке продукты: картошку, молоко, сметану. После окончания курсов я поступила на работу на электростанцию, где была единственной женщиной в мужском коллективе. На предприятии мне предоставили общежитие, и я переехала туда. Каждую неделю на выходные я ездила домой в Смоленскую. До Афипского доезжала на поезде, а оттуда до Смоленской шла пешком.

О том, что началась война, я узнала от людей в автобусе, когда ехала из Смоленской в Краснодар. Кто-то из попутчиков услышал по радио, а когда приехала в Краснодар, об этом уже вовсю говорили по громкой связи.

Мужчин на моей работе забрали в армию, и в коллективе появились женщины, а в 1942 году во время оккупации нас сократили. Я вернулась в Смоленскую, а вскоре пришли полицейские и выселили нас из дома, посадили на подводы и отправили сначала в Краснодар, а затем в какой-то хутор, названия которого я не помню. Есть нам было нечего, и моя мать просила милостыню.

С начала войны я трудилась на окопах. В то время выкопали Тшихское водохранилище, которое было на месте сегодняшнего Краснодарского, а заполнить его водой не успели, и мы носили из него камни, чтобы соорудить укрепления.

Мы жили впроголодь, спали на соломе на старых одеялах и тряпье.

Разные люди попадались на моём пути. Так однажды подошел ко мне немецкий солдат и попросил яйца, а я дерзко ответила ему по-немецки, что я, мол, не курица, он засмеялся, а на следующий день угостил меня яйцами.

В 1943 году, когда мне исполнилось 18 лет, меня призвали в запасной полк. Я вызвалась быть шофёром. Меня и ещё нескольких человек отвезли в школу шофёров, там накормили, а наутро все проходили медицинскую комиссию. Врачи меня долго осматривали и пришли к заключению, что я не гожусь для этой работы. Вот и пришлось мне вернуться в запасной полк.

Во второй раз понадобились счётные работники. Меня и ещё несколько человек привезли в штаб и там спросили, была ли я в оккупации, я ответила, что была, и меня опять отправили в запасной полк.

В третий раз меня снова отобрали как счётного работника в 31-й дорожно-эксплуатационный батальон, где я прослужила до конца войны писарем первой роты в звании ефрейтора, а затем младшего сержанта.

Мне выдали немецкую винтовку, но разбирать и чистить её я не умела. Однажды к нам в штаб пришли два русских солдата, они были в форме и с оружием. Оказывается, они попали в плен к немцам и там, чтобы снова вернуться домой, согласились быть разведчиками. У немцев они окончили школу разведчиков и, получив задание, направились к нам, чтобы сдаться и во всём признаться. Один из них по моей просьбе показал, как надо разбирать оружие и почистил мне винтовку.

Когда наша армия наступала, нам пришлось проезжать по Польше. Дороги были очень плохие, разбитые, и командир организовывал ремонт этих дорог, а я выдавала рабочим зарплату.

Когда война окончилась, я до августа 1945 года оставалась в Германии, мы стояли в ста километрах от Берлина. Мне очень хотелось посмотреть этот город. Однажды мы собрались туда съездить. Помню, как быстро мы ехали по идеально ровной дороге. Вдруг неожиданно дорога оборвалась, так как были взорваны мосты. Водитель успел резко затормозить, и машина оказалась на обочине, но до Берлина мы всё-таки доехали.

После войны Елена Никитична работала буфетчицей, затем окончила курсы продавцов. В 1947 году у неё родился сын Анатолий. У Елены Никитичны есть внучка, внук и два правнука. Сын каждую неделю навещает маму, покупает ей продукты, лекарства. Не дают скучать также кот Васька и собака Чебурашка.

Елена Никитична Карабак награждена орденом ВОВ II степени, знаком «Фронтовик», медалью Жукова, юбилейными медалями. В мае Елене Никитичне исполнилось 89 лет. Хочется пожелать ей здоровья, бодрого настроения и мирного неба над головой.

Светлана Николаева.

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту