— Мне было девять лет, когда началась война. Мужчин, которые жили в станице, начали призывать на фронт. Защищать Родину пошёл и мой отец. Я, одиннадцатилетний брат и трёхгодовалая сестра остались с матерью. Было у нас пять дядей, они тоже ушли на фронт, а с войны вернулся только один.
В Азовскую немцы зашли 6 ноября 1942 года. Оккупировав станицу, они оставили в ней румын, а сами уехали. По правде сказать, румыны — это те же цыгане. Они ходили по дворам, брали всё, что хотели: кур, свиней. Помню, однажды к нам в дом зашёл грузин и открыл стоящий в комнате сундук.
— Партизан, партизан, — развязывая узелки в сундуке, приговаривал грузин. Но партизан он там не нашёл
Уже в декабре из Азовской начали вывозить семьи, которых считали коммунистами. За это дело взялись полицаи — предатели. Они сажали на подводы по две-три семьи и увозили во Львовское. Это испытание коснулось и нашей семьи. Благо, нас на подводах везли, а многих гнали пешком. Тогда большое число жителей выслали в Марьянскую, а там были душегубки. Во Львовском нас встретил староста и сказал, что нужно меньше ходить по селу. Мы его послушали и благодаря этому остались живы. В феврале 1943 года станицу Азовскую освободили, и мы вернулись домой. Но то, что мы увидели, повергло нас в ужас: на месте домов — одни стены. Дома нужно было восстанавливать. Нам, детям, надо было идти в школу. А в школе — ни парт, ни книг, ни тетрадей. Писать было не на чем, и мы писали на досках. Чернил в то время тоже не было, и мы их делали сами из бузины.
Зимой мы учились в школе, а летом ходили в колхоз работать с мамами. Хоть нам и не платили, но обед всегда подавали. А что нам, детям, тогда было нужно? Для гуляний и развлечений времени не было, и поэтому мы очень ждали праздников. Только в праздники у нас была возможность отдохнуть. В то время пятилетние дети уже работали. Люди в станице жили дружно, помогали друг другу. Когда в колхозе начиналась уборка, зерно возили с полей в Северскую, сдавали хлеб на фронт. Возили на коровах, потому что лошадей в станице не было.
Когда 9 мая 1945 года объявили конец войне, по станице эта радостная весть разнеслась за два часа. Помню, мы бегали по Азовской и кричали: «Победа, Победа»! На центральной площади соорудили трибуну, и вся площадь была в цветах. Тогда в лесу цвёл красный горицвет. И мальчишки охапками несли цветы к трибуне. Все люди радовались Победе, обнимались, целовались, плакали. А мы, детвора, кричали громко: «Ура!».
После Дня Победы жизнь в станице потихоньку начала налаживаться. Сейчас мне уже 82 года, а война не забывается. Всё помню, как будто это было вчера…
Публикацию подготовила Оксана ДРАЧ.