За годы до Победы, за секунды до гибели

Снимок молодого командира, зовущего бойцов в атаку, стал одним из самых узнаваемых символов Великой Отечественной войны. Он получил широкое распространение по всему миру и намного пережил как своего автора, так и человека, запечатлённого на нём. Что же делает его таким особенным?

Фотохроника Великой Отечественной войны представлена по большей части постановочными кадрами, и этому есть простое объяснение. Пуля или осколок не выбирают жертву, и неважно, что у человека в руках – оружие или фотокамера, убить и ранить могут любого. А поскольку за фотокорреспондентов на фронте командиры подразделений несли особую ответственность, им едва ли позволено было ходить под огнём. В противоположность этому на снимке «Комбат», о котором идёт речь, запечатлён реальный момент боя. А для человека на переднем плане он стал последним…

Этот кадр известен всем: на фоне летнего неба встал в полный рост красноармеец – рука с пистолетом поднята над головой, на устах застыл боевой клич, а позади него готовые рвануть в атаку солдаты. Автор снимка – советский фоторепортёр Макс Владимирович Альперт, работавший в годы войны на Советское информбюро и ТАСС. Снимок сделан им 12 июля 1942 года под Ворошиловградом (ныне Луганск).

В тот период Красная Армия вела тяжёлые оборонительные бои, и практически повсюду нам приходилось отступать. Отрезанные от основных фронтов соединения испытывали острую нехватку боеприпасов и вооружения. Бойцы бросались на врага в рукопашную, в атаку шли даже раненые, а командиры заменяли в строю простых пехотинцев. Именно в такой драматичный момент и оказался на поле боя знаменитый фотограф.

Человек погиб, но кадр уцелел

Спустя многие годы, уже стареющий Макс Альперт по разному описывал обстоятельства, в которых ему удалось запечатлеть своего «Комбата». Но основные источники сходятся на такой версии событий. Репортёр по приказу начальника политотдела дивизии находился в тылу наступающей пехоты, но она была скошена подчистую вражеским огнём. Альперт остался без охранения. Он укрылся в небольшом окопе. Впереди фашисты, а позади вдруг поднялась в атаку вторая волна наших солдат. Одним из первых в бой рванул молодой командир. Момент, когда он встал во весь рост, был заснят на плёнку альпертовой «Лейки», после чего, вспоминал репортёр, прогремел взрыв, а затем по окопам пронеслось: «Комбата убили!».

Ничего о запечатлённом им бойце репортёру в тот день узнать не удалось, более того, он долго был уверен, что плёнка загублена вместе с фотоаппаратом. Но редкий кадр чудом уцелел, хотя многие годы после войны он оставался неизвестным. Лишь в 1965 году «Комбат» увидел свет. Снимок был напечатан в газете «Правда» к 20-летию Великой Победы, и с этого момента он будто зажил собственной жизнью.

Максу Альперту вдруг стали приходить письма. Сотни советских людей писали, что узнали в знаменитом комбате своего отца, мужа, брата, однополчанина… Кто-то утверждал, что он и есть тот самый боец со снимка. И хотя все эти заверения не воспринимались всерьёз, они, как мне кажется, говорят об одном: образ бесстрашного командира, поднимающего товарищей в бой, «последний и решительный», попал в самый нерв эпохи, став не просто ярким, но и универсальным – настолько, что массы людей увидели в нём себя или своего знакомого. Они верили в то, о чём писали, разве что за небольшим исключением – тех, кто банально желал прославиться через причастность к снимку.

Тот самый комбат?

Личность легендарного красноармейца с фотографии удалось установить спустя почти десять лет. В 1974 году в ТАСС пришло письмо из Запорожской области, обратившее на себя внимание исследователей. Его автором был Иван Ерёменко, председатель местного райисполкома. Он рассказывал, как в день очередной годовщины Великой Победы они с матерью получили газету и в напечатанном снимке узнали своего отца и мужа Алексея Гордеевича Ерёменко. До этого дня они считали его пропавшим без вести – обычная ошибка в документах времён войны. В конверт было вложено и несколько снимков человека, поразительно похожего на комбата.

Началось расследование. Были запрошены ещё снимки из личного архива Ерёменко, подключились специалисты Министерства обороны СССР, ВНИИ судебно-медицинской экспертизы, КГБ. В результате комиссия пришла к выводу, что на снимке действительно запечатлён А.Г. Ерёменко из села Терсянка Запорожской области, служивший в июле 1942 года в 220-м стрелковом полку 4-й стрелковой дивизии 18-й армии. Правда, он был не комбатом, а младшим политруком, но в тот день замещал раненого командира роты. Наверняка поэтому бойцы и называли его комбатом. Он геройски погиб, как многие другие солдаты и командиры Красной Армии, в борьбе за свою Отчизну.

Есть, однако, и противники такой версии событий. Кто-то не согласен с тем, что на снимке действительно Алексей Ерёменко, а кто-то оспаривает утверждение, что он был полит-руком. Как бы то ни было, снимок остаётся одним из самых выразительных символов мужества и героизма советского народа, победившего фашизм.

Изображение знаменитого «комбата» было очень популярно в советское время, его можно видеть на обложках журналов, почтовых марках, часах и монетах. Причём не только в нашей стране, но и за рубежом. В 1985 году оно даже появилось на почтовой марке Республики Конго (!).

На месте предполагаемой гибели Алексея Гордеевича Ерёменко – сейчас это территория ЛНР – был установлен памятник, копирующий фигуру со снимка. Кстати, это единственный памятник политруку.

Вечная память и слава герою!

Анастасия Ложкина по материалам из интернет-источников и архива районной газеты

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту