Общество / Статьи

Заслуженный учитель России Ольга Петровна Шпак из станицы Северской отметила 80-летие

26 августа Ольге Петровне Шпак — заслуженному учителю России, отличнику народного просвещения — исполнилось 80 лет.

Ольга Петровна Шпак (в девичестве Мозова) родилась в городе Рогачёве Гомельской области Белорусской ССР в семье рабочих. Отец Пётр Николаевич и мать Екатерина Прокопьевна работали на строящемся Рогачёвском молочно-консервном комбинате. В Великую Отечественную войну отец служил водителем, был на передовой. В бою под Бобруйском подвозил снаряды. Попал под обстрел немецкой авиации, повредился автомобиль. Но несмотря на это ему удалось починить машину и доставить снаряды на поле боя вовремя. За проявленное мужество он был награждён орденом Отечественной войны II степени. Дошёл до Берлина, стоял у стен рейхстага.

В семье Мозовых помимо Ольги было ещё четверо детей: Надежда, Галина, Виктор, Тамара.

Из рассказа Ольги Петровны

«Когда папа ушёл на фронт, моей старшей сестре Гале было только полтора года, мне два месяца. Жили мы в хуторе, который относился к Заболоцкому сельскому совету. Надежда сначала жила с бабушкой Федорой и дедушкой Николаем в их доме. Когда немцы при отступлении сожгли наши дома, мы перешли в землянку.

Мама в войну сотрудничала с партизанским отрядом. Ночами она пекла хлеб из муки, которую привозили партизаны. Она рассказала, что в 1942 году я заболела паротитом. Однажды мама пекла хлеб, а один полицай увидел, что из печной трубы по ночам идёт дым и пахнет хлебом, и написал донос в комендатуру. Трое эсэсовцев из комендатуры стали проверять дома. Когда вошли в наш дом, то нашли несколько буханок хлеба. «Для кого?» – спросили маму немцы. «Впрок напекла. Мука была, теперь сухари будут», – ответила она. Один из немцев увидел нас, детей, в том числе и меня, больную. Показал маме фотографию своих детей, которых у него в Германии было двое, и сказал: «Я тоже переживаю за своих детей». Вскоре немцы ушли.

Через время к нам пришёл немецкий фельдшер и принёс какой-то порошок, красный, напоминавший тёртый кирпич, и сказал маме: «Приложите его, и девочка быстро поправится». После этого маму немцы не трогали. Она уже немного понимала по-немецки, и вскоре с помощью их фельдшера стала собирать медикаменты, перевязочные материалы и передавать их партизанам. Потребность в бинтах росла. Очень скоро немец догадался, что мама партизанка, но не выдал её, а оставил ей фотографию своих детей с обратным адресом и попросил: «Поверьте, я не враг, нас заставили воевать. Если я не вернусь, напишите моей жене».

Так у мамы осталась эта фотография немецкого фельдшера с обратным адресом. Спустя время после окончания войны мы послали её в Дрезден, откуда пришёл ответ от внучки фельдшера: «Это был мой дедушка. Если у вас есть желание и возможность, приезжайте к нам в гости». Мы не поехали, но мама всегда благодарила этого немца за то, что он спас мне жизнь.

С партизанами мама сотрудничала и помогала им всю войну. Был случай, когда они подвезли муку и ещё не успели её разгрузить, а тут немцы на мотоциклах заехали. Мама спрятала партизан в небольшое местечко под русской печью. Немцы шарили по дому, искали еду. Ушли они только под утро. Утром мама усадила партизан на повозку, сверху укрыла их тюками льна и повезла. По дороге её остановили немцы с вопросом: «Куда везёшь тюки?». Она ответила, что строят хату, мох нужен, но его нет, вот вместо него лён будут класть. Тогда немцы штыками стали протыкать тюки со льном, проверяя, есть кто на повозке или нет. Одному партизану поранили руку, другим повезло. Так мама вывезла партизан на опушку леса.

О том, что пришла Победа, я узнала от мамы. До сих пор помню, как радовалась. В июле 1945 года с войны вернулся отец. Он приехал из Германии на грузовой машине «Студебеккер», которую подарил Рогачёвскому молочно-консервному комбинату. Это была первая техника, заменившая гужевой транспорт (лошадей). В дом отец вошёл с большим железным немецким чемоданом. Обнял маму, а из вещмешка достал большую куклу. Эта кукла была очень красивая. У нас таких никогда не было, мы шили кукол сами из тряпок, а тут настоящая, с гнущимися руками. Я обняла куклу и уже забыла о том, что с папой нужно о чём-то говорить, так была рада подарку. Не расставалась с ней, а через неделю потеряла…

В 1946 году был страшный голод. Ели в основном траву, из крапивы варили суп, рвали щавель. Зимой питались калиной и мёрзлой картошкой, из которой делали блины. Хорошо запомнила, как на плотах у нас по реке сплавляли брёвна. Я любила ходить туда, потому что сплавщики угощали детей то кусочком хлеба, то салом.

В 1949 году я пошла в первый класс. Школа располагалась в здании, где до войны был педагогический институт. Я всегда любила учиться и до сих пор помню всех своих учителей. Писали на газетах, каких-то листовках, которые остались с войны. Сначала чернила делали из свёклы, потом появились настоящие. Писали перьевыми ручками. Почерк у нас у всех был красивым, потому что был такой предмет как чистописание».

После окончания школы Ольга Петровна устроилась вожатой в пионерский лагерь в деревне Дворец, а в сентябре поступила на химбиофак Гомельского педагогического института. Учёба давалась ей легко. В 1963 году будучи студенткой Ольга Петровна познакомилась со своим будущим мужем врачом-протезистом Евгением Игнатиевичем Шпаком. В браке на свет появились дочь Нина и сын Женя, которые пошли по стопам отца и выучились на врачей.

Со временем семья переехала на Кубань.

– Супруг сказал: «Я хочу ехать на юг», – вспоминает Ольга Петровна. – На полу разложил большую карту и показал на Адлер. Вскоре он уехал, а я осталась в Рогачёве. В Адлере его сразу взяли на работу. Спустя некоторое время он случайно попал в станицу Северскую. Мужу очень понравился предгорный район, и он решил здесь остановиться. Устроился на работу в стоматологическое отделение Северской районной больницы. Был парторгом партийной ячейки и редактором больничной газеты. В 1970 году я переехала к мужу.

Урок химии в школе №59 станицы Северской школе.
Ольга Петровна Шпак — справа в светлом платье

Ольга Петровна устроилась в среднюю школу №59, работала учителем химии и биологии. С 1987 по 2007 годы была директором школы.

Более двадцати лет она работала председателем участковой избирательной комиссии, пользуясь уважением и авторитетом в районе. В 2007 году вышла на заслуженный отдых, но ещё два года по просьбе родителей учеников преподавала химию и биологию в выпускных классах. В 2009 году оставила работу в школе. Многие её ученики стали дипломированными специалистами и работают в учреждениях нашего района и станицы Северской.

Сегодня Ольга Петровна Шпак занимается своим любимым делом – преподаёт детям химию, готовит школьников к вступительным экзаменам, ведёт работу со студентами. Также она пишет стихи, радуется новым достижениям своих внучек, внука, и первым успехам своей правнучки Виолетты.

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту