Новости

Потребитель имеет права

15 марта международная общественность отмечает Всемирный день защиты прав потребителей.

Потребителем человек становится с момента рождения и остается им до конца жизни, приобретая товары и услуги, которые ему необходимы для работы и учёбы, быта и отдыха. При этом неважно, сам он оплатил нужные покупки или за него расплатились родители, родственники, друзья.

Интересна история этого праздника. 15 марта 1961 года президент США Джон Ф. Кеннеди произнёс в конгрессе речь, в которой утверждалось, что все граждане, независимо от их доходов и социального положения, имеют определённые права как потребители. Кеннеди тогда выделил четыре основных права потребителя: право на информацию, право на безопасность, право на выбор и право быть услышанным. Общества защиты прав потребителей всего мира сделали эти слова своим манифестом.

Впервые Всемирный день защиты прав потребителей отмечался 15 марта 1983 года. Спустя два года, 9 апреля 1985 года, Генеральная Ассамблея ООН приняла руководящие принципы для защиты интересов потребителей. Было добавлено ещё четыре права: право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду. И теперь Кодекс потребителя включает восемь прав.

С принятием этих принципов потребительские права получили международное признание и законность. В них предусмотрены положения, которыми должны руководствоваться правительства при определении политики и разработке законодательства в области защиты интересов потребителей. Принятие резолюции ООН способствовало развитию международного сотрудничества в этой области.

В 1989 году в СССР была создана всесоюзная федерация потребительских обществ, куда вошли антимонопольный комитет, Госстандарт, санэпиднадзор, общества потребителей, кредитные союзы и т.п. С их помощью множество людей сумели отстоять свои интересы в сложных ситуациях, нередко возникающих по обе стороны прилавка и в сфере услуг.

Россия отмечает Всемирный день защиты прав потребителя с 1992 года, когда был принят закон РФ «О защите прав потребителей», законодательно закрепивший потребительские права граждан, а также права и обязанности организаций, торгующих или оказывающих услуги системы защиты прав потребителей. Более широко этот праздник отмечался во всех регионах в 1994 году, но официально начало ему положено в 1996 году с момента вступления Российской Федерации во Всемирную организацию союза потребителей.

В законе РФ «О защите прав потребителей» реализованы все права и принципы защиты интересов потребителей.

Закон устанавливает основные права потребителей:

— право на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества;

— право на безопасность товаров (работ, услуг);

— право на выбор товаров (работ, услуг);

— право на информацию;

— право на потребительское просвещение;

— право на государственную и общественную защиту интересов потребителей;

— право на возмещение материального ущерба и морального вреда.

Для того чтобы потребление доставляло удовольствие, необходимо, чтобы товары и услуги отличались высоким качеством, то есть отвечали нашим разумным ожиданиям. В жизни, увы, так бывает далеко не всегда.

Наверное, каждый мог бы рассказать, сколько огорчений, потерянных денег и времени стоило ему недобросовестное обслуживание. В таких ситуациях пострадавшие всегда чувствуют свою правоту, но далеко не всегда могут защитить собственные права. И зря. В стране созданы государственные и муниципальные органы, в большинстве регионов по инициативе граждан возникли общественные объединения. Появились юристы, экономисты, журналисты, которые специально занимаются — по долгу службы, или по личной инициативе — защитой прав потребителей. Надо сказать, что за 15 лет после принятия Закона «О защите прав потребителей» значительно выросла результативность защиты прав потребителей. Но, разумеется, миссия вышеуказанных специалистов — не защитить каждого, это просто невозможно, а научить защищать себя и своих близких. И, конечно, чем раньше этому научишься, тем лучше.

Если ваши права как потребителя нарушены, вы можете обратиться в ТО УФС Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Северском, Абинском, Крымском районах по адресу: ст. Северская, ул. Ильская, 7, или по телефону 8-861-66-2-23-04.

В. Иванов, начальник отдела.

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту