Разное

Геннадий Чембура рос рядом с горным производством в Сибири и уже более четверти века работает на «Медвежьей горе»

История акционерного общества «Медвежья гора» началась в 1957 году, когда по заказу  Управления промышленности Краснодарского совнархоза московский проектный институт ГТИЗ выполнил проект на разработку Медвежьегорского месторождения известковых пород.

Карбонады этого месторождения были лучшими на юге России по своим химическим и физико-механическим параметрам. Технологический известняк требовался для производства сахарным заводам Северного Кавказа.

В 1959 году создается карьероуправление «Медвежья гора». Месторождения разрабатывались буровзрывным  методом. Крупные куски породы дробили  вручную  несколько сотен рабочих-бутоломов, они молотом разбивали камень и вручную грузили его в машины, путь которых лежал на станцию Хабль.

Дербентский карьер с высоты птичьего полета

В 1964 году выпуск товарного известняка достиг 350 тысяч тонн, на карьере работало восемь экскаваторов.

В 1965 году в Дербентской построили дробильно-сортировочный завод, проложена ж/д ветка Ильская – Дербентская, построены административно-бытовой корпус, автогараж, РМЦ, стройцех, а также столовая, почта, лаборатория.

В 1979 году, когда промышленные запасы известняка на Медвежьегорском месторождении были исчерпаны, началась разработка Дербентского месторождения известнякового конгломерата. Здесь до 2013 года предприятие «Медвежья гора» вело  разработку  Западного участка. Затем началась разработка Восточного участка и одновременно велись работы по восстановлению нарушенных земель Западного. У Дербентского месторождения на данный момент есть работа еще на 13  лет. Но срок может увеличиться, когда свою оценку дадут геологи и экономисты.

Участки этого предприятия сегодня есть не только в Северском районе, еще пять расположены в других районах нашего края, а также в Ростовской области.   «Медвежья гора» вырабатывает до 800 тысяч кубометров щебня в год. Продукция – щебень двух видов и пяти фракций — применяется во всем Краснодарском крае при производстве бетона, в строительстве железнодорожных путей и автодорог.

Здесь работают люди таких профессий, как маркшейдер, бурильщик, водитель экскаватора. Мы расскажем о них в наших следующих публикациях, каждый из представителей этих профессий дополнит картину жизни этого предприятия. А сегодня рассказ пойдет о главном инженере АО «Медвежья гора» Геннадии Чембура.

Более четверти века Геннадий Чембура работает в АО «Медвежья гора», 18 лет – главным инженером.

Геннадий Петрович пришел на «медвежку» в 1995 году. Работал машинистом сортировочно-дробильного завода, где  перерабатывают горную массу, и подменным мастером — потому что по образованию подходил (подменный мастер выполняет обязанности руководителя всего предприятия во вторую и третью смены, то есть по ночам).

Затем стал начальником БВР — буро-взрывного участка,  начальником горного цеха. И с 2002 года он — главный инженер предприятия.

Геннадий Чембура родом из Северного Казахстана, до отрочества жил в Сибири, в Хакасии. Армейская служба прошла в Забайкальском военном округе, служил механиком-водителем в ракетных войсках.

Потом учился в Красноярском институте цветных металлов. Почему пошел именно в этот институт? Объясняет просто: там, где жил, добывали железную руду, городок был привязан к горному производству.

Там же встретил будущую супругу. Через год после учебы приняли решение уехать на Кубань, где жили родители жены.

О себе он рассказывает неохотно, зато о «Медвежьей горе» с удовольствием. Из рабочего кабинета мы отправились на карьер – в сердце предприятия. 

На Дербентском карьере горные экскаваторы вгрызаются в землю, выбирая породу. К ним один за другим подъезжают огромные БелАЗы, которые везут горную массу на горно-перерабатывающую установку. Здесь крупные камни попадают в дробилку, измельчаются, а затем сортируются, делятся на различные фракции и уже потом идут в сбыт в виде щебня.

Нам довелось наблюдать, как грузят огромный камень-двухтонник. Несколько человек крепят к нему тросы и канаты подъемного крана, потом поднимают, проверяют крепления, снова опускают. И так несколько раз. Не так уж это быстро и легко. Затем машинист крана аккуратно  и мягко укладывает камень в грузовик.

Вообще, следить за производственным процессом на «медвежке» очень интересно. Вот где настоящая мужская работа. Чувствуется мощь и сила! Но что еще восхитило — живописные виды, открывающиеся со всех сторон.

Геннадий Чембура на карьере как рыба в воде. Внимательно наблюдает за  процессом. Обменивается парой фраз с маркшейдером, затем с начальником участка, что-то говорит водителю БелАЗа, машет рукой экскаваторщику. И, кажется, здесь все понимают его без слов.

— Не люблю бумажную работу в кабинете, мне нравится грязь помесить — шутит он, — на карьере, когда все в движении, когда видишь кучи взорванной массы, горы щебня, когда есть результат труда – это радует.

В обязанности главного инженера входит техническое руководство предприятия, и что важно — непрерывность производства.

Как говорит Геннадий Петрович, абсолютно весь процесс надо держать в голове. Первый этап — буро-взрывной участок, где взрывают гору, затем нужно перевезти взорванную массу — это уже второй этап — работа транспортного участка. На третьем этапе горную массу принимают на горно-перерабатывающем заводе – дробят, сортируют и только потом отгружают клиентам готовую продукцию.

Где и когда надо взрывать породу; сколько машин пришло, ушло; куда направить подъемный кран; как идет отгрузка клиентам. Эти и ещё многие другие вопросы должен решать главный инженер. Кроме того, необходимо следить за работой других участков предприятия. Это Белореченский, Майкопский скалистый, Милютинский в Крымском районе, Кадамовский в Ростовской области. (АО «Медвежья гора» имеет лицензии на работы в этих участках).   

— Поле деятельности сейчас расширилось хорошо, — говорит Геннадий Петрович. — Сегодня у предприятия есть большой потенциал. Безусловно, огромная заслуга в этом нашего слаженного коллектива, а всего на предприятии работают 275 человек.

А еще  «Медвежья гора» оказывает благотворительную помощь нашему району: для строек, отсыпки дорог. Недавно, когда был сильный ветер и с дербентской школы сорвало кровлю, администрация предприятия тут же выделила и отправила шифер.

Супруга Геннадия  Татьяна училась с ним в одном институте, и хотя сама сейчас занимается бизнесом,  прекрасно  понимает, что у мужа просто бешеный темп работы.  У сына уже своя семья.  На радость Геннадию и Татьяне растет внучка.

Ольга Зорина

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту