Коронавирус в Краснодарском крае. Официальная информация
Разное

От поднебесья до морского берега

 

В столице Зимних Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года – городе-курорте Сочи – состоялся семинар по спортивной тематике для представителей газет и телеканалов Краснодарского края. Обучить кубанских «акул пера и телеобъектива» тонкостям мастерства спортивной журналистики приехали ведущий обозреватель газеты «Спорт-Экспресс» и автор многочисленных книг Игорь Рабинер, олимпийский чемпион и аналитик канала «НТВ+» Денис Панкратов, ведущий спортивный комментатор «НТВ» и главный редактор интернет-портала «Чемпионат.com» Александр Шмурнов.

Конечно же, общение с такими именитыми и маститыми профессионалами своего дела – это полезно и любопытно, но едва ли интересно нашим читателям. Зато о другой и, пожалуй, главной «изюминке» семинара – посещении олимпийских строек – стоит рассказать подробнее. Тем более, есть с чем сравнить: аналогичный семинар с пресс-туром по строящимся объектам будущей Олимпиады прошёл здесь ровно год назад.

Культурный ответ спортивному

Но начался олимпийский пресс-тур в совсем далёком в прямом и переносном смысле от спорта месте – сочинском Зимнем театре. Дело в том, что за четыре года до старта зимних Олимпийских и Паралимпийских игр на главном российском курорте был дан «зелёный свет» Культурной Олимпиаде «Сочи 2014». С 2010 по 2014 год в городе состоится более тысячи разнообразных культурных событий. Каждый год Культурной Олимпиады посвящен определенному виду искусств: 2010 год был объявлен Годом кино, нынешний, 2011 – Годом театра, 2012 будет Годом музыки, а 2013 – Годом музеев.

В дни семинара в Сочи проходил финал театрального конкурса «Текстура-Олимп», который венчал Год театра. В финал вышли лучшие театральные постановки современной России. Шесть театров из пяти российских регионов были отобраны из 120 участников, приславших свои заявки в адрес организаторов. Отбор спектаклей и формирование списка финалистов осуществлял Совет конкурса «Текстура-Олимп», в который вошли театральный режиссёр и продюсер Эдуард Бояков, актриса Ингеборга Дапкунайте, актёр и режиссёр Вениамин Смехов, журналист и телеведущий Александр Любимов и другие видные деятели искусства.

На пресс-конференции, в которой участвовали паралимпийская чемпионка Олеся Владыкина и исполнительный директор фестиваля театра и кино о современности Мария Кубланова, Эдуард Бояков заявил:

– Мы не хотели придавать конкурсу излишне официальный характер, всё проходило в дружеской атмосфере. Наша команда впервые оказалась на пересечении культуры и спорта. Часто в этом тандеме культура выступает в качестве приставки к какому-либо спортивному состязанию. Мы же стремились сделать так, чтобы в центре внимания оказались режиссер, артист и художник. Игры в Сочи – это высокий уровень и большие возможности.

Кластерное деление

После театра представители краевых СМИ отправились знакомиться и даже скорее инспектировать своим журналистским взглядом олимпийское строительство. Спортивные объекты будут находиться в двух кластерах – горном и прибрежном. В горном, который располагается в окрестностях Красной Поляны, пройдут, в основном, лыжные соревнования (биатлон, слалом, фристайл, сноуборд, лыжные гонки, прыжки с трамплина и другие), а также состязания по бобслею и саночному спуску.

В прибрежном кластере строится олимпийский парк. Его территорию занимают дворцы для проведения соревнований по хоккею, фигурному катанию, шорт-треку, конькобежному спорту, кёрлингу. К тому же здесь разместится центральный стадион, на котором пройдут торжественные открытия и закрытия зимних Олимпийских и Паралимпийских игр. После Олимпиады-2014 стадион станет ареной для проведения футбольных матчей высшего уровня, в том числе и во время чемпионата мира по футболу 2018 года. Он, как известно, состоится в России.

На месте москвичей

Первыми в маршруте олимпийского пресс-тура значились объекты горного кластера. Надо признать, что путь в Красную Поляну оказался гораздо дольше, несмотря на относительно небольшой километраж. Здесь журналистам впервые пришлось столкнуться с проблемой, тревожащей сочинцев и гостей курорта последние годы. Это – автомобильные пробки.

Вообще-то, практически со дня объявления Сочи столицей зимней Олимпиады-2014 город превратился в большую стройку. Переделки, демонтажа, реконструкции, а то и нового строительства требовала чуть ли ни вся городская инфраструктура: инженерные сети, коммунальное хозяйство, набережные, тротуары, вокзалы, больницы и т.д. и т.п. Естественно, не оставили в стороне и дорожную проблему.

Кто ездил в Сочи лет пять-десять назад на авто, наверное, помнит, какое непередаваемое ощущение оставляла после себя езда по узким городским улицам, особенно в курортный сезон. Сравниться с ним может разве что выезд из Краснодара в пятницу вечером. Вот поэтому, чтобы движение по Сочи в будущем не оставляло никаких ощущений, кроме положительных, дорожные службы трудятся сегодня в поте лица. К началу Олимпиады планируется построить и модернизировать более 350 километров дорог в городе, его окрестностях и близлежащих населённых пунктах, снабдив их необходимыми развязками, мостами и виадуками. Уже запущена в эксплуатацию объездная дорога вокруг Сочи, а несколько дней назад наконец-то вздохнули облегчённо водители, проезжающие через Адлер: здесь завершились работы по строительству развязки Сочи – Красная Поляна – Весёлое, и пробок стало меньше. Правда, эти работы закончились уже после семинара, и кубанские журналисты успели почувствовать себя в какой-то мере москвичами. Столица России славится на весь мир не только памятниками архитектуры и истории, но и автомобильными пробками…

Чем заняться в пробке

Два с половиной часа автобус с участниками семинара медленно, но верно двигался в сторону Адлера, и вот он, долгожданный поворот на Красную Поляну. Не сказать, что эти два часа прошли для журналистов в тягостных раздумьях и тревожных ожиданиях. Одни разговаривали с коллегами о работе, другие травили анекдоты и редакционные байки, третьи стали пробовать выданный в дорогу сухой паёк, а четвёртые и вовсе дремали.

А ещё «небесная канцелярия» подарила в этот день тёплую и солнечную погоду, которая дала возможность между делом наслаждаться прекрасными пейзажами. Справа на фоне бескрайнего Чёрного моря – пальмы, магнолии, пирамидальные деревья, величественные здания здравниц современной и сталинской постройки, а слева те же пальмы, магнолии и здравницы, но на фоне заснеженных вершин Кавказского заповедника. К этим искрящимся на солнце горным пикам и устремился автобус, увозя журналистов на олимпийские стройки горного кластера.

Красная Поляна

Дорога в Красную Поляну заняла около часа. Несколько лет назад на это бы ушло гораздо больше времени, но специально к Олимпиаде дорогу расширили, местами изменили направление и пробили несколько тоннелей. Рядом с дорогой хорошо видно полотно будущей скоростной совмещённой автомобильно-железнодорожной ветки. Её также строят специально к Олимпиаде, чтобы соединить адлерские аэропорт и строящийся современный ж/д вокзал с горным кластером. Помимо этого здесь ведутся работы по укреплению берегов горной реки Мзымты. А на склонах спускающихся к дороге и реке гор уже видно очертания и фрагменты будущих олимпийских объектов: границы лыжно-биатлонного стадиона, остов санно-бобслейной трассы и «скелеты» двух трамплинов.

При въезде в Красную Поляну открывается вид на новый местный железнодорожный вокзал. Такое ощущение, что он не от мира сего. Большое, обшитое зеркальными стёклами, здание в форме широкополой шляпы будто переместили сюда с космической станции на условном Марсе.

Вдоль центральной улицы тянутся небольшие гостиницы для любителей горных лыж. Одна носит название «Утомлённые солнцем». Журналисты сочинской телекомпании утверждают, что она принадлежит бывшему участнику команды КВН из Сочи с одноимённым названием и известному шоумену Мише Галустяну.

Чем дальше в посёлок, тем шикарнее гостиницы и туристические комплексы. В основном, все они принадлежат госкомпаниям. Навстречу всё чаще попадаются самосвалы и строительная техника.

«Роза Хутор»

Автобус держит путь в самую дальнюю точку Красной Поляны, где находится горнолыжный курорт «Роза Хутор». Во время Олимпийских и Паралимпийских игр «Роза Хутор» примет соревнования по слалому, сноуборду и фристайлу. Поэтому стройка здесь в полном разгаре: помимо горнолыжных трасс и подъёмников строят комплекс гостиниц. Как и полагается при строительстве в этот период, вокруг грязь, бездорожье, горы труб и железа.

Выйдя из автобуса, журналисты перемещаются в главное здание основной канатной дороги, где их ждёт исполнительной директор «Розы Хутор» Александр Белокобыльский. Коренной краснополянец Белокобыльский на обширном подсвеченном светодиодами макете показывает и рассказывает, что здесь построят и проведут.

– У нас будет три олимпийских объекта, – поясняет Александр Юрьевич. – Это горнолыжная трасса, сноуборд-парк и фристайл-центр. Уже в феврале тут пройдут семь тестовых соревнований, среди которых этап Кубка мира по горным лыжам и чемпионат России для спортсменов с ограниченными возможностями здоровья. Что же касается комплекса гостиниц, то планируется, что первых посетителей мы примем накануне Нового года.

Лучше нет красоты, чем смотреть с высоты

Рассказ Александра Белокобыльского о «Розе Хутор» длился не более десяти минут, но для журналистов это время казалось вечностью. Желание поскорее подняться на вершину горы напрочь подавило желание узнать что-нибудь ещё о горнолыжном курорте. Словно скакуны перед стартом забега, в нетерпении стучащие копытом, они не сводили глаз с уносящихся ввысь кабинок фуникулёра. Долгожданная фраза: «А теперь давайте проедем наверх» прозвучала как команда к атаке, и журналисты, опережая друг друга, стали занимать свободные места.

После первых метров подъёма выяснилось, что наблюдать за фуникулёрами приятнее, чем на них ездить. В быстро поднимающейся вдоль практически отвесного склона горы кабинке захватывает дух. От вида удаляющейся вниз «большой земли», в голову начинают лезть дурные мысли о поломке и обрыве каната. Чтобы разрядить обстановку, кто-то натужно шутит, другие же предпочитают вглядываться в вершину, к которой движется фуникулёр.

Десять минут и завершён подъём на первую ступень. Впереди ещё две. Здесь воздух свежее, и уже лежит небольшой снег. Пересадка на другой фуникулёр, и поначалу всё по новой: тревожные мысли, натужные шутки, взгляд в небеса. Стало закладывать уши. Некоторые журналисты достают и пригубляют заблаговременно приготовленные фляжки с коньяком (именно пригубляют), угощая коллег. От алкоголя атмосфера в кабинке повеселела, поэтому вторая 10-минутка прошла быстро и непринуждённо.

На второй ступени на заснеженной площадке идёт строительство. Рядом с бетонными коробками и железными сваями – строительная техника и рабочие в синих комбинезонах с надписью «Rosa Khutor». «Это строится горная Олимпийская деревня, которая сможет принять более двух с половиной тысяч человек», – поясняет Белокобыльский.

Снова пересадка. Картина за окном фуникулёра стала интереснее. На трассах катаются горнолыжники и сноубордисты в разноцветных костюмах. Змеёй петляет асфальтовая дорога, построенная за считанные месяцы для доставки стройматериалов к горным стройкам. Блестят зеркала искусственных водоёмов, вырытых для изготовления искусственного снега. Снеговые пушки, похожие на настольные лампы, обильно засыпают снегом лыжные спуски.

Наконец подъём закончился. Журналисты на высшей точке «Розы Хутор» – 2320 метров. Здесь минус одиннадцать, по колено снега и дует пронизывающий ветер. Увиденная картина потрясает всех: кто-то присвистывает, кто-то охает и ахает, кто-то просто молчит от удивления и смотрит по сторонам. Куда ни кинь взгляд – везде заснеженные горные вершины. Лишь на юге вдалеке переливается на солнце море. На некоторых горах видны снежные тучи, поднятые ветром. Где-то внизу остались облака. Комплекс гостиниц, откуда начался подъём, кажется чёрной точкой…

Придя в себя, журналисты схватились за фотоаппараты. Здесь тоже стройка. Правда, что строят – не видно. Место строительства обтянуто синей непрозрачной плёнкой, защищающей от эрозии. По склону со строительными инструментами на плече ходят рабочие в синей тёплой робе – смуглые кучерявые мужики, явно не кубанского «розлива». Работающие тут же пара экскаваторов и тракторов невольно вызывают вопрос: «Как они сюда попали?». Ответ находится спустя пару минут: большой грузовой вертолёт поднимает вдоль соседнего склона какую-то инженерную конструкцию.

Через время, выйдя из состояния эйфории, журналисты с красными от мороза и ветра лицами потянулись к канатной дороге. На обратном пути все делились пережитыми впечатлениями, отчего дорога показалась короче. Тем не менее, спуск стал серьёзным испытанием для вестибулярных аппаратов некоторых участников семинара, но, к счастью, обошлось без последствий.

Первые сюрпризы

На обратном пути автобус снова попал в пробку в Адлере. Остаётся пара часов до наступления заката, и появляются опасения, что знакомиться с процессом строительства в олимпийском парке придётся в потёмках. Но в этот раз повезло. Миновав мост через Мзымту, автобус свернул к сердцу будущей Олимпиады.

Тут же бросились в глаза две новых масштабных стройки, которых не было во время прошлогоднего пресс-тура. Бывший пустырь на подъезде к парку теперь занимает большой 3-этажный железобетонный «скелет» – здесь возводят олимпийский медиа-центр. А справа от дороги на месте болота уже стоят бетонные коробки будущей олимпийской деревни. Еще одна стройка идёт на берегу моря. Новая пристань будет принимать морские суда со спортсменами и гостями Олимпиады, а после Олимпийских и Паралимпийских игр станет служить причалом для яхт.

Долой скепсис!

Но ещё большие сюрпризы ждали впереди. Честно говоря, посещение олимпийского парка год назад оставило неоднозначное впечатление. Бесформенные нагромождения из бетона и металла будущих ледовых арен и дворцов вызвали много скепсиса (в том числе и у авторов этих строк), несмотря на их красивые миниатюрные макеты и многообещающие слова представителей оргкомитета. И если с объектами горного кластера было более-менее понятно (всё-таки горнолыжный туризм в Красной Поляне развивается не первый год), то по поводу грандиозного и уникального олимпийского парка сомнения в голову приходили. Но это было год назад. Теперь здесь совсем иная картина…

На въезде в парк журналисты прошли строгий паспортный контроль (чтобы сюда попасть, пропуск надо заказывать за несколько недель до визита). Суровые охранники пристально вглядывались в фото в «дубликатах бесценного груза» и в лица притихших журналистов, сверяя до буквы фамилии и имена в списке и паспорте. Помимо службы охраны всего парка, своя служба охраны есть ещё на каждом объекте.

Благополучно пройдя контроль, автобус с участниками семинара заехал на территорию парка. За год пейзаж строительства изменился до неузнаваемости. Шесть спортивных арен не только приняли понятные формы, но и некоторые из них приблизились к завершённому виду. От увиденного даже обомлел известный своими критическими публикациями спортивный журналист Игорь Рабинер. «Теперь я точно уверен, что Олимпиада будет», – с нескрываемым удивлением произнёс он.

Уникальность в доступности и смене «ПМЖ»

По замыслу архитекторов каждый объект олимпийского парка должен напоминать определённый узнаваемый элемент. К примеру, большой ледовый дворец – каплю, малая хоккейная арена – шайбу, центральный стадион – горную вершину, а дворец для фигурного катания – айсберг. Помимо этого на некоторых объектах будет нанесён орнамент, похожий на хохломскую роспись. Это подчеркнёт российское «происхождение» дворца или арены.

По словам гида пресс-тура, представителя олимпийского оргкомитета Дениса Веселова, на строительных площадках парка трудятся более шестисот строителей, треть которых инженерно-технические работники. Строительство ведётся 24 часа в сутки семь дней в неделю. За последний год график работ был нарушен лишь единожды и лишь на один час: в новогоднюю ночь при встрече 2011 года.

А теперь, собственно, в чём уникальность этого парка. Во-первых, все объекты в нём располагаются в шаговой доступности, чего в истории зимних Олимпиад ещё не было. Путь из одной крайней точки парка до другой занимает не более десяти минут прогулочным шагом. Во-вторых, некоторые объекты после окончания Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года будут разобраны и перевезены на другое «место жительства». Например, малую хоккейную арену хочет «приютить» Владикавказ, а арену для кёрлинга – Ростов-на-Дону. Оставшиеся же объекты станут использовать как в спортивных целях, так и других.

«Капля», «айсберг», «шайба»…

Первую остановку в парке автобус журналистов сделал возле большой ледовой арены. Огромное, практически полностью обшитое отражающими стёклами здание впечатляет, что называется, не по-детски, и действительно напоминает замёрзшую каплю. По стенам и на куполе на тросах висят рабочие, прикрепляя последние листы обшивки.

– На сегодняшний день готовность арены составляет 80 %, – рассказывает начальник этого строительного участка Мурат Ахмадиев. – Её сдача запланирована на май будущего года. Сейчас завершаются внешние работы, и мы полностью сосредоточиваем усилия на внутренней отделке. Благодаря современным технологиям во дворце будут полностью автоматизированы системы подготовки льда и кондиционирования.

На несколько минут блестящая поверхность здания переливается десятками новых бликов. Это журналисты усиленно работают фотоаппаратами, воспользовавшись возможностью запечатлеть себя на фоне этой грандиозности и изысканности.

Дворец для фигурного катания добавляет ещё больше впечатлений. Его фасад состоит из витражных конструкций различных синих оттенков и напоминает вершину айсберга, в которой отражаются морские волны.

– Мы пытались добиться эффекта ледяной глыбы, – поясняет главный инженер участка Сергей Камень. – Утром эти стёкла отражают одним цветом, днём – другим, а вечером – третьим.

На каркас этого здания ушло более 16 000 тонн высокопрочного металла, собранного по принципу конструктора «лего». Всю конструкцию закрепили с помощью 600 тонн болтов. Причём каждый затянутый болт проверялся представителями технадзора.

Как и в случае с большой ледовой ареной сдача дворца в эксплуатацию запланирована на май 2012 года. И так же, как и в случае с «застывшей каплей», «айсберг» на несколько минут сверкает дополнительными бликами фотовспышек…

Другие объекты олимпийского парка пока в меньшей готовности. На каркасе малой хоккейной арены сейчас формируют «кровельный пирог» и обустраивают семитысячные трибуны. Заканчивается устройство металлических каркасов, монтаж кровли и инженерных коммуникаций конькобежного дворца и арены для кёрлинга. А самый большой на юге России подъёмный кран готовится поднять крышу и гигантскую металлическую арку над олимпийским стадионом. И всё это в каких-то десятках метрах от полосы морского прибоя…

*   *   *

К сожалению, осеннее солнце быстро закатывалось на западе. Уже исчезли из виду заснеженные вершины Кавказского заповедника, а на строящихся дворцах и аренах зажглись фонари и прожекторы. Журналисты, конечно, не бездельники, но работать как олимпийские строители – круглосуточно – не могут. Они с одной стороны удовлетворённые и впечатлённые, но с другой – отчаявшиеся, что не удалось потрогать, подёргать, в конце концов, просто сфотографировать вблизи тот же стадион или конькобежный дворец, рассаживались в автобусе. Одни обдумывали в голове план будущего материала о пресс-туре. Другие выясняли у представителя оргкомитета Дениса, как можно попасть на зимнюю Олимпиаду-2014. Третьи приходили в себя после насыщенного дня. А четвёртые мечтали поскорее вернуться в гостиницу, чтобы наконец-то порадовать свой желудок горячей и полноценной пищей. Но мечты последних сбылись только через два часа. Ведь работы по строительству развязки Сочи – Красная Поляна – Весёлое завершились уже после окончания семинара…

Олимпийские стройки

осматривали

Геннадий Шкилёв и Александр Горяйнов.

Фотографии объектов.

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе