Публикуем воспоминания нашего земляка, командира группы разведчиков партизанского отряда «Мститель», первого на Кубани Героя Социалистического Труда Гаврилы Андреевича Худыны. В этой части речь пойдёт о партизанских отрядах, которые действовали в Северском районе во время оккупации.
Школы – под казармы
«Во всех населённых пунктах фашисты закрыли школы. Здания заняли под казармы и госпитали для солдат, а иногда – под конюшни. Дети не учились, сидели дома и занимались по имеющимся учебникам тайком, потому что был приказ: все учебники, в которых упоминаются компартия, Ленин, Сталин, сжечь. Нарушившим это распоряжение, грозило наказание – от 10 до 25 ударов розог по голому телу.
Были закрыты все театры, кинотеатры, клубы, красные уголки, разграблены и сожжены библиотеки. В станице Северской здание кинотеатра превратили в конюшню, там установили коновязи и кормушки для лошадей. Так же было использовано двухэтажное здание райкома партии: нижний этаж для конюшни, второй – под казармы. Здание школы №43 и её филиал – под лазарет, школа №44 – под казармы.
Помимо нахождения гитлеровских солдат на передовой в окопах, резервы размещались в крупных зданиях и хатах колхозников. Некоторые семьи уходили из своих домов и ютились с детьми в стужу и морозы в кладовках, сараях. Офицеры занимали помещение в доме и требовали от хозяев пуховых постелей.
В бывшем здании отделения Госбанка была открыта церковь. Иногда в ней проводились богослужения. Старушки, сгорбившись, плелись в церковь на богомолье. Священником был Иван Павлович Авдеев.
Народные мстители
С самого начала Великой Отечественной войны ЦК Компартии и Совнарком СССР призывали советских людей развернуть в тылу врага народную партизанскую войну. Это обращение было сформулировано в директиве ЦК партии от 29 июня 1941 года и доведено до народа по радио. Ещё осенью 1941 года, когда немецкие войска вторглись в Придонье, появилась угроза вторжения фашистов на Кубань.
Краевая партийная организация, руководствуясь постановлением ЦК партии от 18 июля 1941 года «Об организации борьбы в тылу вражеских войск», начала вести подготовительную работу по созданию подразделений партизанской и подпольной борьбы с оккупантами. Немецким генералам пришлось столкнуться не только с регулярной армией, но и с народными мстителями – партизанами. Всероссийский староста М.И. Калинин говорил: «Партизанское движение вылилось во всеобщую народную борьбу, нараставшую с каждым месяцем. Громадную роль в этом движении сыграла наша партия. Коммунисты стали инициаторами и организаторами первых партизанских групп».
Постоянный страх оккупантов, боязнь неожиданного удара партизан сковывали гитлеровскую военную машину. Каждые село, хутор могли оказаться боевым лагерем партизан. Все кусты таили в себе опасность, листва под ногами могла скрывать под собой мины, а каждый мальчишка-пастушок – оказаться партизанским разведчиком.
Если война для солдата регулярной армии – ежедневный тяжёлый труд, о нём заботятся, чтобы он был сыт, снабжён оружием, боеприпасами и имел отдых, то для партизана-подпольщика она тяжелее вдвойне. Повседневная, ожесточённая обстановка требовала от партизан особой выдержки, хладнокровия, смелости и риска. На этот риск советские люди шли добровольно, принимая на себя клятву драться до последнего вздоха.
В связи с непосредственной угрозой вторжения гитлеровцев на Кубань летом 1942 года работы по организации партизанских отрядов на Кубани усилились. В крае было собрано 86 партизанских отрядов.
Для руководства партизанской борьбой на Северном Кавказе и в Крыму постановлением Госкомитета обороны СССР от 3 августа 1942 года при военном Совете Северо-Кавказского фронта был создан Южный штаб партизанского движения(ДЮШПД). Сначала его возглавлял Х.Д. Мамсуров, а позже – член Военного совета СКФ, первый секретарь Краснодарского крайкомпа КПСС Пётр Селе.
Партизанские отряды
Краевым комитетом партии были утверждены командный состав отрядов, места расположения боя и зона действия отрядов. Каждый отряд выбирал места основных запасных баз, засекреченных складов продовольствия, обмундирования.
По решению крайкома в нашем районе было создано три партизанских отряда: «Иль», «Мститель», «Овод».
Основная база отряда «Иль» располагалась в горах станицы Дербентской. Боевые действия проходили на территории станиц Дербентской, Ильской, Холмской, Табаксовхоза №6, сёл Михайловского и Львовского, хуторов Новопетровского, Красного, Тарабанова, Ананьевского, Бибикова, Стефановского, Чернышихина, Новоалександровского, Новорождественского, Песчаного. Командиром отряда «Иль» был назначен директор Северской МТС Емельян Михеевич Лазько, комиссаром стал председатель Ильского сельсовета Павел Сергеевич Сюськов.
Партизанский отряд «Мститель» располагался в горнолесной местности за станицей Убинской. Сфера боевых действий – станицы Азовская, Убинская, Северская, хутора Макартет, Ново-Алексеевский, Свободный, Шабанов, Волик, Науменко, Бондаренко, Бончковский, Коваленко, Кошарский. Командиром отряда был назначен председатель районного Совета Иван Кириллович Жежеря, комиссаром – третий секретарь Северского РК КПСС Яков Григорьевич Воронов. Личный состав отряда состоял в основном из бойцов ранее существовавшего в станице Северской истребительного батальона, из рабочих, служащих, которые не были призваны в ряды РККА. С начала войны истребительный отряд нёс охранную службу в ночное время – при появлении фашистского десанта немедленно вступал в бой по ликвидации фашистских парашютистов, шпионов, диверсантов.
Зона действия партизанского отряда «Овод» – территории станиц Крепостной, Смоленской, Ставропольской, Григорьевской, Афипской, Новодмитриевской, Калужской, хуторов Консул, им. Кирова, Рашпиль, Восточный, Культурный, Шуваев, Труженик, Оазис, Аульная балка, Передовой, Новый, прилегающих к реке Афипс аулов Бжедукай, Афипсип. Командиром отряда назначили Трофима Антоновича Карабака. Он был участником Гражданской войны, председателем смоленского Ревкома в первые дни революции, работал председателем колхоза «Новый мир» станицы Крепостной. Комиссаром отряда «Овод» стал Михаил Данилович Чворун, который в довоенные годы работал на партийной работе. Заместителем командира отряда по разведке был уроженец станицы Афипской, казак, старый большевик-революционер, защитник становления советской власти Гавриил Поликарпович Казуб.
«Мститель», как и все отряды, держал оборону отдельными узлами сопротивления (заставами), на господствующих высотах, в пойме рек, на отдельных горных тропах, ведущих к населённым пунктам.
Первая партизанская застава отряда «Мститель» была на виноградных багах (плантациях). Вторая застава находилась под господствующей высотой 262,4, против станицы Азовской слева. С этой высоты был хороший обзор во все стороны, особенно на станицу Северскую, шоссейную дорогу в станицу Азовскую и в сторону станицы Дербентской. Третья застава – севернее станицы Убинской в пойме реки Убин. Четвёртая застава располагалась на хребту юго-восточной части станицы Азовской.
Помощь от соседей
В первые дни обороны нашим бойцам из своих укреплений приходилось отражать группы вражеских разведчиков, которые пытались проникнуть в горные станицы. Кроме узлов сопротивления, действовали подвижные группы разведчиков, которые уходили далеко вперёд к немецкой линии обороны и вели разведку. Использовали для этого хорошие естественные условия – заросли, кустарники. По ерикам и руслу реки Убин разведчики проникали в тыл врага, ведя наблюдения за вражеской обороной, передвижением автотранспорта, железнодорожных поездов, изучали системы обороны.
На территории района, помимо местных партизанских отрядов, находились отряды из города Краснодара и других районов, базировавшиеся в горах нашего района. А некоторые отряды появлялись на определённое время и, проведя ряд боевых операций, уходили на другие участки обороны Кавказа.
Могучий партизанский отряд «Батя» из Краснодара, командиром которого был П.К. Игнатов, базировался за станицей Крепостной в Планческой Щели. Боец этого отряда инженер Евгений Петрович Игнатов проводил занятия по минному делу во многих отрядах, в том числе и в нашем. За пять месяцев боевых действий «Батя» уничтожил около двух тысяч гитлеровцев, взорвал четыре вражеских эшелона, семь шоссейных мостов и другие объекты.
Партизанский отряд «Грозный» из Краснодара 4 сентября 1942 года совместно с военной частью участвовал в неравном бою под Ставропольской за высоту 408, не допустив выхода фашистов на дорогу Горячий Ключ – Джубга.
Краснодарский партизанский отряд «Кубанцы», руководимый Павлом Елисеевичем Кривоносовым, действовал в районе Горячего Ключа, станиц Калужской и Ставропольской. Этот отряд всегда был связан с 30-й иркутской стрелковой дивизией.
Партизанский отряд «Гроза» города Краснодара проводил боевые действия в районе станиц Калужской, Пензенской.
Партизанские отряды «Кубанец» из Марьянского района, «Бойкий» из станицы Красноармейской и «Боевой» из станицы Ивановской постоянно действовали в нашем районе. По несколько раз появлялись оперативные группы из отрядов «Имени Кочубея» из Усть-Лабинского района, «Степного» из Павловского района. Партизанский отряд «Шторм» из Абинского района часто участвовал в боевых действиях на участке лепрозорий – Дербентская на линии обороны 1133-го стрелкового полка 339-й стрелковой дивизии.
Постоянное руководство партизанскими отрядами осуществлялось штабом Краснодарского куста партизанского движения.
Начиная с первых дней оккупации района усилилась активность немецких самолётов-разведчиков «Фокке-Вульф», обычно называемых «рама». Такой самолёт ежедневно облетал и просматривал всё и при каждом залёте на Убинскую сбрасывал 4-6 авиабомб.
Боевое крещение от «рамы» получили 16-17 августа 1942 года. Самолёт выследил скопление партизан, армейских разведчиков на опушке леса. Здесь же дымила плохо замаскированная походная кухня. И вот «рама» сбросила свой смертоносный груз. Хорошо, что были щели, где многие смогли спрятаться. От разрывов бомб пострадала кухня, стоявшая подвода и несколько человек получили ранения мелкими осколками. После этого наши бойцы тщательно маскировались и соблюдали осторожность».
(Продолжение следует)
фото: пресс-служба администрации Краснодарского края