В станице Северской названа улица в честь Гаврилы Андреевича Худыны. Мы узнали об этом простом крестьянском пареньке, ставшем учёным-агрономом, первым на Кубани Героем Социалистического Труда. Также нам в руки попали его воспоминания о Великой Отечественной войне.
Гаврила Андреевич Худына родился в 1911 году в станице Крыловской в бедной семье. С шести лет парнишка пас коней, коров, косил сено, молотил вручную пшеницу. Был старшим сыном в семье, а значит, ответственным за каждого. Он отлично учился, а окончив четыре класса, поступил в школу крестьянской молодёжи. Ему хотелось стать агрономом. Гаврила уехал в Краснодар, где устроился работать грузчиком в речном порту. И вновь поступил учиться – в школу водного транспорта.
В 1931 году его мечта сбылась – поступил в сельскохозяйственный институт. После его окончания, как отличник, был направлен в Северский район заведующим земельным отделом. Вскоре стал начальником сельхозинспекции.
Много пришлось поездить Гавриле Худыне по району, учить людей и самому учиться хлеборобному делу. Познал он и азы руководства коллективом. Перед назначением на пост заместителя председателя исполкома Северского района возглавлял колхоз имени Ворошилова.
В этот период в станице Северской был создан сортоучасток, где проводились научные опыты по выращиванию различных сортов пшеницы. За открытие урожайного сорта Гаврила Худына вскоре получил серебряную медаль ВДНХ.
Бронзовый от загара, с обветренным лицом, он с утра до вечера был в поле. Дела в колхозе шли хорошо, но началась война.
Разведчик и учёный
Гаврилу Андреевича направили в партизанский отряд «Мститель», где он возглавил разведку. После освобождения Кубани от фашистов был назначен в северский районный сельхозотдел – вновь стал растить хлеб, изгнав врага с родной земли.
Великое трудолюбие отличало его все годы жизни, что и позволило добиться рекордных результатов на сельскохозяйственной ниве. В частности, он проводил опыты с теперь уже знаменитой на весь мир пшеницей «безостой», 1 и 2, которая давала богатейшие урожаи. «Безостая» стала гордостью Родины. За рекордные урожаи, которые в короткий срок сделали СССР независимой державой на продовольственном рынке мира, Худына в 1948 году первым в крае был удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Позже для тех, кто добивался на Кубани высоких и стабильных урожаев, был учреждён приз имени Гаврилы Худыны.
Он много раз избирался депутатом, был делегатом партийных и профсоюзных съездов, всесоюзной конференции сторонников мира. Дружил с Героем Советского Союза А. Маресьевым. Являлся членом учёного совета Кубанского сельхозинститута и научного совета при краевой комиссии по сортоиспытанию сельхозкультур.
Своим практическим опытом Гаврила Худына делился на страницах районных, краевых и центральных газет. В дни праздников на его пиджаке висели ордена Ленина, Знак почёта и 11 медалей, шесть из них – за ратный труд.
В хлопотах, тревогах, в работе пролетели незаметно годы. Выйдя на пенсию, Гаврила Андреевич купил в Геленджике на улице Красногвардейской домик. Здесь он писал книги о войне и о подъёме сельского хозяйства Кубани.
С 1975 по 1979 годы Худына писал воспоминания об оккупации Северского района немецкими фашистами. Рукопись он передал в Северский историко-краеведческий музей, где сегодня и хранится документ. Мы публикуем отрывки из его воспоминаний.
Второе лето войны
«Шёл второй год Великой Отечественной войны – самый тяжёлый для Советского народа.
12 мая 1942-го войска Юго-Западного направления начали наступать на Харьков, что не принесло успеха. 17 мая 11 танковых дивизий фашистов перешли в наступление на Славянск и Краматорск против 9-й армии, прорвав фронт и выйдя во фланги на 50 километров вглубь. Фашистское командование решило сосредоточить два основных удара – на Сталинградском и Кавказском направлениях, чтобы отрезать юг страны от основных фронтов. На Кавказском направлении фашисты стремились овладеть богатейшими нефтяными промыслами, необходимыми им для продолжения войны. Как говорится в архивах врага, Гитлер заявлял, что, если он не получит нефть из Майкопа и Грозного, то должен будет покончить с этой войной. Гитлер надеялся втянуть в войну Турцию, которая к этому времени на границе СССР держала отмобилизованных 26 дивизий.
Наступление гитлеровских атак в направлении Ростова началось 25 июня 1942 года. Им противостояли пять малочисленных армий Южного фронта. Оборонительные бои шли день и ночь. Как явствует из гитлеровских документов, к середине июля 1942 года наши войска были отброшены за Дон. При отступлении армии понесли большие потери».
Тяжёлая обстановка на Кубани
«28 июля 1942 года были объединены Южный и Северо-Кавказский фронты, командиром назначен С.М. Будённый. Войска вступили на территорию Кубани. Создалась тяжёлая обстановка на этом участке фронта.
Выходит знаменитый приказ Сталина №227: «Бои идут в районе Воронежа, на Дону, на Юге у Северного Кавказа, немецкие оккупанты рвутся к Сталинграду, к Волге и хотят любой ценой захватить Кубань, Северный Кавказ с нефтяными и другими богатствами… Отступать дальше – значит, загубить себя и в лице с тем нашу Родину. Ни шагу назад – без приказа высшего командования». В приказе требовалось любыми средствами остановить продвижение немецко-фашистских войск, и он предусматривал самые строгие меры к тем, кто проявит трусость и малодушие.
Приказ был доведён до бойцов Красной армии, что помогло восстановить положение, значительно укрепить дисциплину. Но срочно требовалось пополнение, боевая техника и боеприпасы. Не было горючего, авиабомб, противотанковых бомб и гранат. Было очень слабое управление войсками. Левая группа войск 56-я и 18-я армии вели бои на Краснодарском направлении.
12 августа 1942 года был оставлен Краснодар, 6 августа – Армавир, 10 августа – Майкоп. Фашистские полчища ринулись в предгорья Кавказа. Первая танковая армия немцев двигалась на Моздок, 17-я фашистская армия – на Туапсе и Новороссийск.
15 августа немцами была оккупирована станица Северская, 21 августа – Абинская, 22 августа – Неберджаевская, 31 августа – Анапа. Шли большие бои на подступах к Туапсе и Новороссийску. Это города превратили в развалины. Почти всё население Новороссийска было вывезено из города, много молодёжи было отправлено в Германию.
Порт Туапсе имел стратегическое и экономическое значение для нашего государства. Как свидетельствуют исторические документы, только за год, с июля 1941-го, он принял 118 тысяч тонн грузов. Через Туапсе была отправлена в тыл страны 151 тысяча раненых бойцов Красной Армии. В приказе Сталина говорилось, что потеря Туапсе равносильна потере Кавказа и Черноморского флота, поэтому Главнокомандующий требовал любой ценой удержать город. Исключительным героизмом и большой кровью советские воины сделали это. Бои за Туапсе длились более трёх месяцев.
Между позициями, занятыми 47-й и 56-й армиями, на 15 августа разрыв фронта от станиц Ставропольской, Азовской, Дербентской, Абинской составлял более 40 км. Этот участок не был прикрыт военными частями полтора месяца. Здесь держали фронт до прихода воинских частей партизанские отряды Северского и других районов. Не допустили оккупации станиц Крепостной, Азовской, Убинской, Дербентской, посёлка Лепрозорий, а главное – не дали фашистским войскам через горные дороги выйти на прибрежную дорогу Новорссийск – Туапсе.
Специально подготовленные альпинистские войска фашистов пытались через перевалы кавказского хребта Санчаро, Клухорский, Маркотх захватить Сухум и развить наступление на Кубань. И здесь, в условиях высокогорья, вечных льдов, снежных буранов врагу противостояла 394-я стрелковая дивизия».
Прифронтовой район
«С получением известия о нападении Германии на нашу страну Северский райвоенкомат превратился в настоящий улей. Там собиралась масса мужчин призывного возраста. Связные носились на лошадях по станицами и хуторам, извещая о явке в РВК. Комсостав из запаса тут же вёл списки явившихся, шли построения, размещались во дворах и зданиях школ №43, №44, №45 и в Заречной школе. Согласно прописке составлялись команды и отправлялись в срочном порядке в места формирования их частей.
На площади возле РВК, во дворах школ – люди, люди, люди: женщины, старики, дети. Гомон и плач. Отцы делали напутствие сыновьям: «Добре служить Родине. Побить германцев, да скорей домой возвратиться». Здесь же пели и играли на гармонике на разные лады и бравые воины выплясывали гопака, барыню…
Сотрудники военкомата круглосуточно вели мобилизацию резервов. На площади райветлечебницы комиссия РВК принимала лошадей, сбрую, сёдла, повозки, автомашины, трактора, фураж от колхозов, МТС и других организаций.
Около тысячи мужчин только из одной станицы Северской оставили мирный труд, надели красноармейскую форму и с оружием в руках вышли на защиту Родины. Одновременно в первые дни было мобилизовано из колхозов более 1000 лошадей, 350 повозок, 700 комплектов сбруи, 20 тракторов и другое имущество.
Ушедших мужчин заменяли женщины: становились бригадирами, завфермами, трактористами, комбайнёрами. Убирали хлеб, готовили землю к осеннему севу. Выросла трудовая дисциплина. Работали под лозунгом: «Всё для фронта, всё для победы над врагом!».
В район стали прибывать большие партии эвакуированных женщин, стариков и детей. Их размещали по колхозам, обеспечивали жильём, работой.
В октябре-ноябре 1941 года в критический период на Ростовском направлении, в районах Кубани, в том числе и нашем районе велась работа по подготовке к возможной эвакуации оборудования заводов, колхозных и совхозных ценностей, общественного скота. Шло строительство противотанковых рвов, окопов, пулемётных гнёзд, дотов по линии левого берега Кубани в хуторах Стефановском, Бибикове, а также в аулах и хуторах – Покровском, Пороновском и других.
Наладили сдачу на мясокомбинаты гужевого скота, оставляли только молочное поголовье. Велась эвакуация населения, прибывшего к нам из других районов. Вывозились запасы зерна и других продуктов, строились животноводческие базы в горах для сохранения скота в зимних условиях. Созданные истребительные батальоны из непризывных возрастов вели усиленную военную подготовку. Всю эту работу возглавлял первый секретарь райисполкома Дмитрий Васильевич Кравченко.
В этот же период было решено создать кавказский корпус из казаков, в основном из старших, непризывного возраста. Спешно формировались эскадроны по станицам Кубани, в том числе и в Северском районе. По рассказам участников тех событий, в нашем районе был создан эскадрон, в который поступило более 200 человек. Колхозы выделили лучших верховых лошадей.
Мастерские предприятий, в том числе Коопремонта, изготовили, понтоны, сбрую, сшили людям обмундирование: шаровары, гимнастёрки, бешметы, черкески, шапки-кубанки, башлыки, овчинные полушубки, сапоги, валенки, бурки, подсумки. Из стали были изготовлены сабли, рукоятки, чехлы. Нашлись мастера-умельцы, которые эту работу выполняли с большим изяществом. Было изготовлено десять пулемётных тачанок и 15 армейских фурманок. Эскадрон вошёл в 17-ю кавказскую казачью дивизию. Всего Кубань дала в эту дивизию более восьми тысяч воинов.
Многие ветераны этих частей с честью прошли славный путь боевых действий. Из нашего района это П.Д. Московченко, К.С. Титаренко, Г.С. Коломиец, К.Г. Кузьменко, П.Ф. Шпика, Ф.Н. Кузьминов, И.И. Власенко, И.Е. Ласенко, В.И. Матюшкин, А.Р. Кисляков, Ф.В. Рубаненко, М.К. Куцкин, И.В. Скляр и многие другие.
После стабилизации боевых действий на Ростовском направлении жизнь в районе вновь вошла в прежнее русло. Шла зимовка скота и подготовка к весеннему севу. В помощь бойцам Красной Армии на фронт пересылали тёплые вещи, собирали деньги на строительство «танковой колонны».
(Продолжение следует)
на фото: В 1941 году на Кубани был создан кавказский корпус из казаков непризывного возраста. На снимке — бывшие гвардейцы кавказского казачьего корпуса Северского района