Общество

«Чтобы душа ожила, нужно желания своего тела приструнить»

Представляем читателям вторую часть нашего интервью с благочинным 18-го Северского районного благочиннического округа, настоятелем храма святителя Спиридона Тримифунтского станицы Северской иереем Максимом Беловым.

(Начало здесь)

– Отец Максим, есть какой-то определённый порядок действий при посещении храма?

† Если мы говорим о каком-то обрядовом порядке, то обычно осеняют себя крестным знамением при входе на территорию храма. Перед тем как зайти в сам храм, трижды крестятся и произносят короткую молитву «Господи, помилуй» или «Боже, милостив буде мне грешному». Небольшое усердие – и у нас уже   внутреннее самоощущение меняется, мы понимаем, что не просто входим в здание. Мы отходим от внешней суеты и обращаемся к своему внутреннему состоянию. Для нас эта территория уже означает то, что мы пришли к Богу и сейчас предстоим перед Ним. Да, мы предстоим перед Ним всегда и везде, но именно в храме, выполняя простые обрядовые действия, мы это можем ощутить острее.

После того как зашли в храм, первым делом нужно подойти к иконе, которая лежит на аналое по центру. Это обычно праздничная икона или икона святого, которому посвящён храм. Мы прикладываемся к иконе, тем самым выражая своё почитание Гос-   поду и святому. Дальше уже наши действия зависят от того, зачем мы пришли. Если идёт служба, желательно занять свободное место и постараться лишний раз не ходить по храму, не мешая остальным молиться. Если в данный момент нет богослужения – ставим свечи, подходим к иконам или в уголочке сидим – молимся, говорим с Богом. Выходя же из храма, на выходе снова осеняем себя крестным знамением и уходим.

Это если совсем кратко об основных действиях. Такая обрядовая система позволяет нам сосредоточиться на том, ради чего мы пришли. И когда в нас устанавливается порядок в уме, то он распространяется на всё наше внутреннее состояние, мы становимся спокойнее, не суетимся, не волнуемся, думая, а вдруг делаем что-то не так? Тут, наверное, действует простое правило, если мы идём в храм с чистыми намерениями, открытым сердцем, осознанной верой, понимаем, что пришли к Богу, то мы вряд ли сделаем что-то совсем уж неправильно. В целом дам общий совет во избежание всех терзаний: чаще ходить в храм. Тогда ваши действия перестанут вызывать у вас робость или страх и недоумение среди окружающих.

– Любое богослужение также содержит определённый порядок и правила. И если с тем, когда креститься, всё более-менее понятно, то вот когда можно или даже нужно опускаться на колени – не всем ясно.

† Есть такое понимание, что молитва – это то, что охватывает человека целиком. И душа, и тело должны трудиться. Это выражается в неких действиях, которые сопровождают молитву, в том числе и поклоны. То есть поклоны – это действия, которые символически выражают наше отношение к объекту поклонения, то есть к Богу. Смысл поклона всем понятен – это почтение, смирение перед кем-то или чем-то. Если я кланяюсь перед Богом, значит я Его считаю главным в наших отношениях, Он – пример и образец для меня, и я выражаю Ему своё покаяние. Телесный поклон – это выражение серьёзного нашего к Нему отношения.

Поклоны совершаются в определённые моменты богослужения, подчеркивая нашу молитву. Ну, и поскольку Великий пост – это время сугубого молитвенного напряжения, то и земные поклоны совершаются гораздо чаще. Сейчас идут великопостные службы, они отличаются тем, что в них читается особая молитва Ефрема Сирина, которая выражает внутреннюю направленность человека к Богу. Если мы придём на такую службу, то увидим, что она сопровождается большим количеством поклонов.

Обычно земные поклоны не совершаются в воскресные и праздничные дни, но есть и исключения, например, коленопреклонённые молитвы на Троицу.

И хочу еще отметить, что поклоны совершаем тогда, когда телесные силы позволяют. Если у человека больные колени, спина или проблемы с вестибулярным аппаратом, то не нужно себе вредить. Поклон – это средство духовной работы, он должен нам пользу приносить, а не вред.

– Немало вопросов возникает у православных и вокруг таких важных таинств Церкви, как Исповедь и Причастие. Можете рассказать об их основных правилах? Правда ли, что нужна какая-то определённая подготовка перед этими двумя событиями?

† Обрядовая часть нашей Церкви формировалась 2000 лет. И порой в 21-м веке мы имеем традиции, которые связаны с совершенно разными историческими периодами и событиями, о которых многие уже и не вспоминают. Если мы говорим о каких-то уставных правилах подготовки к Исповеди – то таких нет. Это отдельное таинство, просто в традиции нашей Церкви оно обычно предшествует Причащению. Так мы следуем рекомендации апостола Павла: перед участием в таинстве Евхаристии (Причастия) следует испытать свою совесть. А таинство Исповеди самый лучший для этого способ.

Подготовка к Исповеди – это прежде всего внутреннее осмысление, просмотр себя. Мы должны поставить себя перед Христом и спросить: почему я на Него не похож? Какие грехи меня с Ним разделили? Сравнить себя с евангельскими заповедями, со святым, имя которого носим, немного подумать – почему не поступаем так же, как они, оценить внутренние движения своей души – и тогда проще будет принести то покаяние, то желание изменения, которое от нас Господь ожидает.

Исповедь и Причастие не обязательно идут в одно за другим. Иногда, если мы часто причащаемся и редко грешим, первое можно и опустить. Вот, человек живёт духовной жизнью, часто причащается, соблюдает установленные постные дни, которые знает наша Церковь, совершает каждый день молитвенное правило. Если мы умеем жить в этом духовном ритме и такая жизнь приносит свои плоды – грешить начинаем реже – то, с позволения духовника, причащаться можем без исповеди. Достаточно будет вычитать молитвенное правило ко Причастию и соблюсти Евхаристический пост, который начинается с полуночи того дня, когда мы Причащаемся.

Есть такие замечательные документы: «Об участии верных в Евхаристии» – это всем доступный текст, в котором как раз и изложены основные принципы участия прихожан в церковных Таинствах. Нам нужно чаще обращать внимание людей на современные церковные документы, чтобы они черпали информацию из достоверных источников.

Я здесь также повторю свой совет: обращайтесь с вопросами к священнослужителю. Ничто не заменит живого общения со священником. Представьте ваши отношения с врачом, и вам всё станет понятно. Можно слушать выступления докторов по телевизору, смотреть видео в интернете, читать статьи и книги, но личного контакта с дантистом или терапевтом это не заменит. И почему к врачу мы стремимся на приём попасть, а к священнику – такого усердия не проявляем? Может, потому, что болезни тела мы все ощущаем, а вот боль души почему-то нет? Онемели, разучились…

Если прихожанин храма после диалога с батюшкой своего прихода чувствует, что у них нет друг с другом понимания, можно ли обратиться к другому священнослужителю?

† Отношения со священником, как и с любым человеком, индивидуальны. Есть люди, которые разговаривают на разных языках, у них разный жизненный опыт, социальный статус или образовательный уровень. Есть служители попроще и посложнее, есть среди них даже «двоечники», а есть «отличники». Но поиск священника, ответы которого тебе понятны и духовно полезны, ни в коем случае нельзя подменять поиском священника, который отвечает то, что ты хочешь услышать. Есть такой момент, когда ты задал вопрос священнику, ответ которого тебе не понравился, потому что он потребовал твоего изменения, – и ты побежал по другим священникам, искать того, кто с тобой согласится. Это опасно. Одно дело – не могу понять священника или священник действительно предвзято ко мне относится. Но другое – искать удобного священника, который нас всё время будет гладить по головке и усыплять нашу духовную бдительность.

– Таинство Крещения – ещё один важный обряд нашей Церкви. Вопросов на эту тему много и один из них – с какого возраста можно крестить ребёнка?

† В традициях ветхозаветных был установлен обряд обрезание, как символ завета с Богом. Он был своего рода прообразом Крещения. Этот обряд также был совершён над младенцем Христом на восьмой день от Его рождения. Поэтому в нашей Церкви считается, что с восьмого дня можно совершать Крещение младенцев. Но, согласно древним правилам, мама ребёнка не могла до 40 дня от рождения войти в храм и присутствовать на Таинстве, так как у неё длится период очищения. Поэтому обычно Крещение младенца совершают с 40-го дня от его рождения. Но если есть угроза жизни малыша, то крестить можно и с первого дня. Также не советую тянуть с крещением малыша до года-двух. В этом возрасте ребёнку тяжело будет переносить все обрядовые действия Крещения. Он будет кричать, пытаться «по потолку бегать» и всех присутствующих изведет своим поведением.

– Как правильно подойти к выбору крёстных?

† Мой совет – очень ответственно. Крёстный – это тот, кто является примером, воспитателем и проводником христианского вероучения и жизни для ребёнка. Таким должен быть хотя бы один из крёстных. Если найти двух достойных крёстных совсем не получается, то можно выбрать одного, по полу крещаемого. У мальчиков – мужчина, у девочек – женщина. И тут возникает вопрос – где такого взять. Если мы не живём церковной жизнью и храм обходим стороной, то и настоящих верующих крёстных найти негде. Подходить к этому вопросу с позиции дружбы, что это наш близкий друг или просто классный парень, неправильно. Прежде всего от крёстного должна быть духовная польза. Он должен стать человеком, в котором родители найдут помощь и поддержку в воспитании своих чад.

– Есть ли какие-то ограничения по количеству крестников?

† Я думаю, к этому делу нужно подходить разумно. Если это разновозрастные дети, то сил и времени на их воспитание ещё может хватить – один уже вырос, вы покрестили второго… Но, к сожалению, чаще всего из-за боязни отказать мы набираем крестников, которые нам совершенно чужие. Крёстный должен участвовать в воспитании своего крестника. И это не просто – принеси подарок и не мешай. Крёстный – это человек, который приходит извне, но становится членом семьи на всю жизнь.

– Иногда от взрослых людей можно услышать такой вопрос: я своего крёстного даже не знаю, можно ли мне перекреститься?

† Это частый, но совершенно неверный вопрос. Это как спросить: «А могу я заново родиться? Мне не нравится мама или папа». Мы видим абсурдность ситуации. Крещение – это рождение духовное, рождение в жизнь вечную, и оно такое же однократное, как и обычное. Нравится – не нравится, но я уже живу. Второе крещение невозможно со стороны здравого смысла. Да, к сожалению, бывает так, что крёстные исчезают из нашей жизни. Но нужно помнить, что в первую очередь крёстный – это тот, который наставляет тебя в вере. И, возможно, эту роль в твоей жизни исполнят родители, бабушка, дедушка, тетя, дядя, друг или, например, учитель воскресной школы.

– Отец Максим, правда, что некоторые люди сожалеют о том, что в детстве их крестили без их разрешения?

† Это то горе, которое мы сегодня пожинаем. Когда мы совершаем обряд и забываем про последствия. Забываем про дальнейшее воспитание в соответствии с тем решением, которое мы приняли за ребёнка. Ведь Крещение совершается по вере родителей. Они в первую очередь обязаны передать ребёнку свою твёрдую убеждённость в этом вопросе. Но сейчас в нашем обществе такой взгляд на это: мы покрестили, а дальше Бог сам будет делать, что надо. Отсутствие воспитания в христианской вере сформировало во многих отношение к крещению, к христианству как к формальности. А мы негативно относимся ко всему такому формальному, будь то учитель, врач, полицейский или священник. Вот мы и выбираем путь, на котором интересуемся чем угодно, но только не той верой, в которую были посвящены родителями. Потому что формальное отношение убивает живое общение с Богом, которое было бы возможно, если бы человек был воспитан христианином.

– Таинство Венчания – это тоже ответственное решение. И последнее время всё больше семейных пар идут на этот шаг. Но что делать, если один из супругов сомневается – венчаться или нет?

† Человек, который не живёт церковной жизнью, задаёт логичный вопрос: а зачем мне это? И тут, если нет согласия между супругами, нужно подождать. Если у второй половины есть какие-то опасения, то лучше узнать, с чем они связаны, и их развеять, разъяснить друг другу всё о церковном понимании брака.

Таинство Венчания – это испрашивание Божьего благословения на всю совокупность супружеской жизни. Муж и жена соединяются вместе, как бы исполняя волю Творца, единожды и на всю жизнь. Это не наше личное желание, оно здесь вторично и просто совпадает с волей Божией о человеке. Для православного это очень важное благословение.

Но если человек не разделяет такое мнение, если он Священное Писание в руки не брал, не знает церковного взгляда на семью, то эта часть становится для него тайной, а неведомое нас чаще пугает. Неверующий, а скорее суеверный супруг придумывает что угодно, что после Венчания он будет полностью порабощён некоему институту, что душу его украдут и обязан он будет кому-то чем-то, чего сам не понимает, но на всю жизнь и даже после неё. Для верующего это кажется смешным, но если человек Богу не доверяет, церковного смысла брака не знает, то для него венчание сродни заключению на веки вечные. А если наоборот, то любое Таинство – это его соединение с Господом, с Его благодатью, которое человеком желаемо и уж точно ему не навредит.

– Можно ли развенчаться?

† Нет, но если случилась беда, если по какой-то причине семья распалась, можно испросить церковного благословения на второй брак. Церковь понимает, что всякое в жизни бывает, и снисходя к несовершенствам человеческим, рассматривает каждую ситуацию по отдельности и даёт возможность исправить свою ошибку. Конечно, если человек понимает, почему первый брак распался, и не тащит те же ошибки во второй брак.

– В наше непростое время ещё один актуальный вопрос: как матери молиться о сыне-военнослужащем?

† Степень воцерковлённости влияет на то, чтобы сформировать точно, о чём надо молиться. Например, «Господи, не забирай моего сына в армию» – это не совсем верно, ведь не Господь его забирает. Если мы прошли через все метания и понимаем, что сын находится на служении Родине, то молитва матери будет самая простая: «Гос-поди, сохрани, укрепи, дай духовных сил». Даже такие простые слова имеют смысл – Господом они слышатся и исполняются.

Если мы хотим как-то системно молиться, то практически в любом молитвослове есть молитва о военнослужащих, и если мы понимаем её смысл, то можем читать каждый день вместе с утренними или вечерними молитвами.

Также с начала СВО на сайтах Милосердие.ру, Православие.ру, Фома.ру публикуются целые страницы с молитвами о военнослужащих. Человек может выбрать те, что ему понятны. Смысл этих молитв один и тот же, а форма выражения может быть разной. Прежде всего во главе этой молитвы должно стоять внутреннее понимание цели. Это может быть: «Господи, сохрани моего ребёнка»; «Господи, вдохнови моего ребёнка»; «Господи, дай ему с честью выдержать это испытание, не дрогнуть душой, не предать, не потерять веру, разум».

– Как Церковь относится к снам? Можно ли им верить и как-то их толковать, применяя к реальной жизни?

† Если мы говорим о тех снах, в которых  проявляется взаимодействие с духовным миром – то в Священном Писании мы видим, что если Господь хочет что-то сказать человеку, то человек воспринимает это однозначно и сомнений у него не возникает, Кто с ним говорил и зачем. А вот если у нас появляются кривотолки, страхи и прочее, то едва ли Господь с нами говорит. Часто сны, воспринимаемые нами как значимые, являются результатом взаимодействия с недружественными нам духовными силами.

У человека нет органов для восприятия духовного мира. Мы лишь угадываем неясные тени происходящих в нём событий. И порой этим пользуются силы духовные, которые противостоят Богу и нам – лукавый нас тревожит, страшит. Вряд ли Господь нас будет во сне пугать. Ко мне часто приходят люди, увидевшие во сне умерших близких, с вопросом: «Видели маму или папу во сне, он/она меня так напугали…» Я задаю вопрос: «А родители в жизни вас часто пугали?». Отвечают : «Нет». «А тогда зачем же им пугать вас во сне?»

Не доверять увиденному во сне и не опираться на сны в реальной жизни – хорошее правило. В сотворённом мире есть помимо человека и разумные духи. По началу они все были вестниками Божьей воли, затем часть из них отпала, выбрала противоположную Творцу сторону. Количество духовных сил огромное. И отношения с ними напрямую человеку строить не требуется. У нас нет постоянной жизненной потребности общаться с этими духами. Даже с нашим Ангелом-Хранителем. Мы можем молитвенно обращаться к нему, прося укрепить, поддержать наше стремление к добру, к Богу, но должны понимать, что наш выбор не от него зависит, а прежде от нашей воли. Наша связь с Богом происходит напрямую, а не обуславливается связью с духовными силами. Если мы с Ним, то никакой лукавый дух нам не повредит. А вот если мы отворачиваемся от Творца, забываем Его, доверяя неясной информации из снов, то можно вспомнить историю Адама и Евы и чем она закончилась. Маскируясь под некую пользу, лукавый будет всё дальше уводить нас от Бога.

– И последний вопрос. Сегодня существует огромное количество книг, журналов, интернет-изданий, священнослужителей, ведущих просветительскую деятельность в Сети. Скажите, к каким источникам информации лучше обратиться начинающему хрис-тианину?

† Ко всем понемногу, конечно! Но в первую очередь я посоветую начать читать Священное Писание. И желательно с пояснениями. И не стремиться сразу к толкованиям древних отцов. Хоть они и потрясающе глубоки и многие их сравнения актуальны и сейчас, но всё-таки чаще непонятны так как во времени далеки от жизни современного человека. Поэтому лучше сначала использовать толкования авторов нашего времени – они нам по изложению ближе. А уже потом переходить к святоотеческим толкованиям.

Ещё рекомендую литературу издательств «Никея», «Данилов монастырь», «Сретенский монастырь» – там очень много интересных книг издаётся.

Для тех, кто только начинает свой путь православного читателя, мой совет – не кидаться сразу к литературе о чудесах и монашеских аскетических подвигах. Да, они впечатляют, но мы должны понимать, что к таким результатам подвижнической жизни приводили десятилетия тяжёлой работы. Вот нам попадаются, например, поучения преподобного аввы Дорофея или Лествица. Мы, прочитав, без всякой системы начинаем пытаться следовать их советам и быстро понимаем, что мы ничего не можем. И тогда вообще теряем интерес к духовой жизни, вдохновение проходит, а нужный опыт так и не появляется.

Любая информация сейчас в обширном доступе. Есть интернет – читаем журнал «Фома». Есть телевизор – смотрим телеканалы «Спас» или «Союз». Не пользуемся ни тем, ни другим – можно обратиться в библиотеки при храмах за необходимой литературой. Главное – наше искреннее желание сделать шаг навстречу Богу, и тогда всё получится.

Записала Яна Пиквас

На снимке: Слева – корреспондент Яна Пиквас, в центре – главный редактор Ольга Бондаренко, справа — иерей Максим Белов

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту